Иван Яковлевич Яковлев родился 25 апреля 1848 года в семье удельного (государственного) крестьянина в деревне Кошки - Новотимбаево Буинского уезда Симбирской губернии (ныне - Тетюшский р-он Республики Татарстан). Рано оставшись без родителей, он был усыновлен семьей русского крестьянина Пахомова, однодеревенца. Имя и фамилию будущий педагог получил по имени и фамилии своего крестного отца Ивана Яковлева.
Российский педагог, просветитель чувашского народа, писатель, создатель современного чувашского алфавита, автор чувашских букварей и учебников, переводчик на чувашский язык произведений русской литературы и Библии, Почетный член Британского и Иностранного библейского общества в Лондоне. В первую очередь И. Я. Яковлев занялся переводом на чувашский язык Евангелия, который в целом был завершен только к 1911 году. Над переводом Библии он работал до 1922 года, когда неизданные материалы И. Я. Яковлев передал в архив Британского библейского общества. Кроме религиозной литературы им были изданы литературный сборник «Сказки и предания чуваш» и «Образцы мотивов чувашских народных песен и тексты к ним» в двух томах, переводы на чувашский язык произведений русских классиков: «Полтавы» Пушкина, «Песни про купца Калашникова» Лермонтова, рассказов Толстого и др. За всю жизнь Яковлев издал более 100 книг и брошюр на чувашском языке. Для развития и сохранения наследия И. Я. Яковлева в Чебоксарах создан Институт И. Я. Яковлева при Чувашском государственном университете им. И. Н. Ульянова
Основные даты жизни и деятельности гг. Учёба в Бурундукском удельном училище Декабрь 1860 г. май 1863 г. Учёба в землемерно-таксаторских классах при Симбирской гимназии Май 1864 г. декабрь 1866 г. Служба в удельном ведомстве 1(13) сентября 1868 г. поступление в V класс Симбирской мужской гимназии 28 октября (9 ноября) 1868 г. Основание Симбирской чувашской школы 25 июня (7 июля) 1870 получение золотой медали об окончании гимназии 12 (24) августа 1870 г. поступление в Казанский университет гг.- создание чувашской письменности, издание букваря и учебника для чувашских школ 17 (29) июня 1875 г. получение свидетельства об окончании Казанского университета 28 августа (9 сентября) 1875 г. назначение инспектором чувашских школ Казанского учебного округа 1877 г. преобразование Симбирской чувашской школы в центральную 26 сентября (8 октября) 1877 г. вступление в брак с Е. А. Бобровниковой 1878 г. открытие женского класса при центральной школе 1890 г. Преобразование Симбирской центральной школы в учительскую 1901 г. Открытие женских педагогических курсов при Симбирской чувашской учительской школе октябрь 1917 г. Преобразование Симбирской чувашской учительской школы в учительскую семинарию октябрь 1922 г. переезд к сыну в Петроград лето 1923 г. переезд в Москву октябрь 1928 г. Празднование 80-летия со дня рождения и 60-летия со дня основания первой чувашской школы. 23 октября 1930 смерть в Москве и похороны на Ваганьковском кладбище Семья И. Я. Яковлева В 1870 г., будучи студентом Казанского университета, Иван Яковлевич познакомился с Н. И. Ильминским и его семьей, в которой воспитывалась их приемная дочь Екатерина Алексеевна Бобровникова (р. 2 октября 1861 г.). Через семь лет состоялась свадьба 16-летней Екатерины, выпускницы казанской женской гимназии, и 29-летнего инспектора чувашских школ Ивана Яковлева.
Родилась в Москве 4 июня 1934 года. В жизни Екатерины Алексеевны были не только домашние обязанности. В 1878 году при Симбирской чувашской школе было открыто женское отделение, которое она позднее возглавила и работала преподавателем и воспитателем бок о бок со своим мужем. Жена
28 декабря 1878 года в семье Яковлевых родился первый ребенок, которого в память деда назвали Алексеем. Позднее родились Наталия, Лидия, Николай и Александр. Из них Наташа и Саша умерли в раннем возрасте. Алексей Иванович Яковлев ( ) известный историк, член-корреспон- дент АН СССР, лауреат Государственной премии СССР; Николай Иванович ( ) горный инженер, военный конструктор, му- зыковед; Лидия Ивановна ( ) филолог и переводчик. Дети
Достойные продолжатели рода внучка О. А. Яковлева, кандидат исторических наук, внук И. А. Яковлев стал доктором физико-математических наук. Ещё две внучки: Е. А. Некрасова доктор искусствоведения, А. А. Некрасова профессор Государственного института театрального искусства. Есть известные имена и среди правнуков И. Я. Яковлева. А. Б. Покровская народная артистка Российской Федерации, А. Б. Покровский концертмейстер Московской консерватории, В. В. Павлов заслуженный артист Российской Федерации, Е. В. Павлова кандидат искусствоведения, Франсуаза Варе профессор медицины (Франция), М. О. Ефремов заслуженный артист Российской Федерации. Л. Д. Некрасова Москвовед, искусствовед. Это уже шестое поколение замечательного сына чувашского народа. Внуки
Букварь для чуваш. Казань, 1872 (издавался до 1919 г.). О школьном образовании чуваш. «Городской и сельский учитель», 1897, в. 5; Краткий очерк Симбирской учительской школы. Симбирск, 1908; Детские рассказы. Чебоксары, Письма. Чебоксары, с. Верьте в Россию и любите её. Чебоксары.: Чувашский госуниверситет, с. Некоторые сочинения И. Я. Яковлева:
Музей Ивана Яковлева в с. Кошки-Новотимбаево республика Татарстан, Тетюшский район Музей Ильи Николаевича Ульянова и Ивана Яковлевича Яковлева при Чувашском государственный университете им. И. Н. Ульянова Музей имени Ивана Яковлевича Яковлева в Чувашском государственном педагогическом университете Музей «Симбирская чувашская школа. Квартира И. Я. Яковлева» Музеи
Яковлев Иван Яковлевич [13(25) , деревня Кошки-Новотимбаево, ныне Тетюшский район Татарской АССР, , Москва], чувашский деятель культуры и просвещения, педагог-демократ, писатель, соратник И. Н. Ульянова. Родился в семье крестьянина. В 1875 окончил историко- филологический факультет Казанского университета. Будучи гимназистом, в 1868 основал Симбирскую чувашскую школу (на свои и частные пожертвования), которая при поддержке И. Н. Ульянова была принята в 1871 на государственный бюджет. В 1877 преобразована в Симбирскую центральную чувашскую школу, в 1890 в Симбирскую чувашскую учительскую школу, ставшую центром чувашской культуры. В 1878 при Центральной школе открылось женское отделение. По окончании университета Я. работал инспектором чувашских школ Казанского учебного округа (до 1903), руководил (до октября 1919) Чувашской учительской школой (с 1917 учительская семинария, в годичные Чувашские педагогические курсы). Я. способствовал открытию чувашских и других национальных школ в Поволжье. Для чувашских школ разработал методику обучения, творчески использовав педагогическое наследие: К. Д. Ушинского и его последователей. В начале 70-х гг. 19 в. Я. на основе русской графики составил новый чувашский алфавит, написал буквари, учебники. Памятники
Я мечтал и мечтаю о том, чтобы всех чувашей научить грамоте. Грамота - основа всего. Грамота даст возможность чувашенину изучить хорошо русский язык. Грамота - средство борьбы с невежеством...Разве знание грамоты будет мешать крестьянину обрабатывать землю? Наоборот. Почему на полях бельгийского, датского или немецкого крестьянина урожайность ржи вдвое и даже втрое больше, чем у нашего? Потому что там в сельское хозяйство внедрилась агрономическая наука...Только пустозвоны, легкомысленные, малокультурные люди могут возражать против поголовной грамотности. Не от президентов и королей только зависит жизнь народа, а от многих других причин. Жизнь идет своим чередом, двигается вперед независимо от королей и президентов. Есть хороший педагогический прием: играя учить детей. Всякий ребенок при любой игре чему-нибудь да учится...Но немцы так увлеклись этой идеей, что доводят детей до отупения обучающей игрой. Иной раз малыш начинает жалобно просить своих воспитательниц: Фрау, пожалуйста, перестаньте же играть, займемся каким-нибудь делом...Тяжелая рука неумелого педагога любую детскую игру может превратить в нудную обязанность. Из высказываний И.Я.Яковлева
Не делайте скороспелых выводов... При изучении какого-нибудь явления принимайте во внимание все, что сопутствует данному явлению. Науку двигают вперед не представители только двух или трех национальностей, а ученые всего мира, всех народов, какие существуют на земле. Спешите делать добро! И будьте добрыми. Доброта - основное человеческое качество. Доброта и есть человечность. Мышление народа и все миросозерцание выражаются в его родном языке, и поэтому вне родного языка не может быть никакого разумного просвещения Как из крестьянской дымной и грязной избы выросла чувашская школа, так и из устного народного творчества выросла чувашская педагогика Делайте все, примите все меры к тому, чтобы ученик верил в свои собственные силы. Наоборот, избегайте всего того, что может подорвать в ученике его веру в свои силы. Хитрость - еще не ум. Хитрость - это отсутствие нормальной совести.