Е-И в корнях с чередованием Дополнительный материал к уроку 6 класс
К данным глаголам подберите по два однокоренных глагола с указанными в скобках приставками Образец: утирать - утереть Нат..рать (от-, рас-, у-, вы-, об-) Отп..рать (за-, под-, на-) Наст..лать (за-, пере-, под-, рас-) Ум..рать (за-, по-, об-)
Запишите слова группами, включая в каждую группу все однокоренные слова. Подчеркните чередующиеся гласные и надпишите название части речи. Разб..раться, нат..рать, соб..рать, изб..ратель, раст..рание, проб..рет, подт..реть, соб..рание, выж..гает, зам..рать, разб..рем, ст..реть, заж..гательный, соб..ратель, зам..рли, соб..ру, выт..рание, нат..реть, зам..рание, ум..реть, разж..гание, прот..реть, нат..рание, изб..рательный.
Запишите словосочетания с данными глаголами и словами в скобках. Глаголы при этом изменяйте, чтобы каждый из них был записан во всех трех лицах ед. и мн. числа. Заб..ру (плащ?, мелоч?, туш?, ландыш?, нож?, дич?) Соб..раюсь (леч?, оказать помощ?, испеч? пирог, купить груш?, встретить доч?, прогуляться вдоль рощ?)
Перепишите отрывок, обозначая ту часть слова, в которой была пропущена буква. Снова зам..рло все до ра..света – Дверь (не) скрипн..т, (не) вспыхн..т огонь. Только слышно – на улиц.. где-то Од..нокая брод..т гармонь. То п..йдет на поля, за ворота, То обратно вернется опять, Словно ищ..т в п..темках кого-то И (не) мож..т никак отыскать. М.Исаковский
Перепишите отрывок из стихотворения С.Я.Маршака. Вставьте пропущенные буквы и добавьте недостающие запятые С утра поет в столиц.. медь Торжественного горна, - Который завтра буд..т петь В т..ши лесной, озерной. Счас..ливый час и добрый путь Ш..гающим коло..нам, - Набраться сил и о..дохнуть В лесу в б..ру зелен..м. То б..роздить речную гладь. То в син..м море плавать И в свежих ч..щах соб..рать Гр..бы цветы и травы. На груды скал на склоны гор Взб..раться верениц..й И видеть под собой простор, Что и во сне (не) снится.
Подберите к каждому глаголу однокоренные глаголы с указанными приставками. Запишите глаголы во 2 лице ед.числа. Объясните выбор чередующихся гласных. Уб..рать (со-, вы-, пере-, от-, раз-) Выт..рать (на-, под-, от-, рас-) Зап..рать (от-, под-, на-) Уст..лать (за-, под-, на-, вы-) Заж..гать (при-, вы-, с-) Бл..стеть (за-)
Спишите текст, вставьте пропущенные буквы, графически объясните их правописание. Синицы поп..даются нам на гл..за больше осенью, потому что в это время они прибл..жаются к ч..ловеческим жилищ..м. Лето же они провод..т в л..сах и, частью, в б..льших с..дах и парках, где в..ют гнезда и вывод..т д..тей. Местом для гнезд синицы выб..рают преимущественно дупла старых д..ревьев, в которых и устраивают к..лыбельку для будущих своих деток – из тонких сухих ст..б..льков и к..решков разных трав; внутренняя же поверхность
этой к..лыбельк.. выст..лается шерстью, в..лосами, пер..ями, пухом и тому подобными веществами. Осенью, когда подр..стут пт..нцы, синицы ост..вляют место своих гн..здовий и нач..нают вести к..чевую жизнь, соб..раясь при этом обыкновенно в стайки, в которых нередко перемешиваются разные виды синиц. К таким стайкам часто присоед..няются и другие небольшие птички, ро..ственные синицам или в..дущие сходный с ними образ жизни.
Из каких басен И.А.Крылова взяты эти строки? Объясните пропущенные гласные. 1.Что волки жадны, всякий знает: Волк, евши, никогда Костей (не) разб..рает. 2. Поди ж, приятель, уб..райся, Да бер..гись: вперед Ты мне (не) поп..дайся. 3. Отколь такой б..рется голосок? И чист, и нежен, и высок!...