Модель организации учебно-исследовательской деятельности в МОУ «Лицей 1» г. Оренбург
В качестве основных современных разработок в русле исследовательского подхода к обучению были выделены: Представления о субъектной позиции и событийной общности; (В.И. Слободчиков) Концепция психологии исследовательского поведения; (А.Н. Поддъяков) Развитие исследовательской позиции личности в ходе исследовательской деятельности; (А.И. Савинков) Модель организации исследовательской деятельности в образовании; (А.С. Обухов)
Вхождение Погружение Представление Анализ Уроки знаний; Выбор темы и её презентация; Элективные курсы; Тьюторское сопровождение Консультации; Исследования; Внешняя экспертиза Муниципальная конференция «Интеллектуалы XXI века» День предмета (творческие отчёты МО»; Интегрированные спецкурсы; Экологические конференции; Защита социальных проектов; НПК Открытый отчёт лицея; Итоговая научно- практическая конференция; портфолио I IIIII IV
Сопротивление педагогов при введении системных инноваций. Проблема мотивации кадров к использованию проектной и учебно-исследовательской деятельности в образовательном процессе. Необходимость переориентации деятельности учащихся в рамках предметного обучения на индивидуальные, парные, групповые виды деятельности исследовательского, поискового, творческого характера. Сложность выбора актуальных личностно и социально-значимых проблем (тем) для решения в рамках учебно-исследовательской деятельности. Опасность переоценки результатов учебно-исследовательской деятельности и недооценки процесса выполнения. Отсутствие психолого-педагогического сопровождения. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РИСКИ
Произойдут изменения в профессиональном мышлении педагогов, возникает потребность к инновационной работе. Повысится уровень качества исследовательской деятельности учащихся, их рефлексивной и оценочной культуры. Усилится практическая направленность образовательного процесса, его вклад в решение воспитательных задач. Произойдёт формирование ключевых компетенций, связанных с социализацией личности, приобретает системный характер. Укрепятся деловые и межличностные взаимоотношения между учителями и учащимися в результате учебно-исследовательской деятельности; Расширится участие родителей в решении воспитательных проблем ПЕРСПЕКТИВЫ ВВЕДЕНИЯ СИСТЕМНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В ОРГАНИЗАЦИЮ УЧЕБНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Учебно-исследовательская работа по математике Исследовательская работа как составляющая часть учебного процесса. (Программа ОНТ, работа с литературой, сообщения, доклады, рефераты, проекты учащихся)Программа ОНТ Исследовательская деятельность как дополнительная часть учебного процесса Исследовательская деятельность как дополнительная часть учебного процесса (факультативы, спецкурсы, творческие конкурсы, исследовательские работы разного уровня, турниры и олимпиады) Работа на личностную перспективу ребенка. (профильность, профориентация, индивидуальный образовательный маршрут)
5-6 классы Технологии развивающего обучения, творческие задания 7-8 классы 9-11 классы Метод проектов Исследовательские методы обучения Исследовательская работа как составная часть учебного процесса
Исследовательская деятельность как дополнительная часть учебного процесса 5-6 класс Познавательные игры, конкурсы, предметные недели, кружки, олимпиады, конференции 9-11 класс Проекты, элективные курсы, учебно-исследовательские работы 7-8 классы Индивидуальные, исследовательские работы, публичная защита
Мотивация учебного исследования Актуализация исследовательской потребности ученика Вовлечение в поисковую деятельность Поиск средств активизирующий процесс познания Помощь в выработке индивидуальной стратегии познания Содействие в осознанном целеполагании деятельности как отражения познавательной потребности Доведение ученика до результативности в деятельности Создание различных условий, стимулирующих познавательную активность
Программа ОНТ 5-6 класс Составлять логические схемы. Производить группировку материала по составленному плану. Составлять опорные схемы, таблицы. Пользоваться опорными конспектами. Составлять план обобщения. 7-8 класс Планировать учебную и самообразовательную деятельность с учетом рекомендации учителей. Определять и анализировать средства ее выполнения. Осуществлять самоконтроль и давать самооценку своей учебной и самообразовательной деятельности. Уметь обобщать, систематизировать материал в пределах учебной темы. Соединять восприятие содержания лекции, доклада с записями основных положений в виде плана, тезисов или конспекта класс Владеть сформированными умениями и навыками учения и самообразования. Самокритично оценивать свои результаты. Участвовать в организации и проведении различных видов познавательной деятельности. Устанавливать межпредметные связи на основе теоретических знаний и приемов учебной работы. Свертывать и развертывать информацию, рецензировать учебный материал. Творчески применять знания в новых условиях