В НЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЕДИНОМ ИНФОРМАЦИОННОМ ПОЛЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА Цель выступления: Показать процесс информатизации во внеурочной деятельности не столько как средство, повышающее качество учебно-воспитательного процесса, а сколько трансформацию традиционных форм работы с учащимися. Николаева Наталья Викторовна, зам. директора по УР
И НФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Информационные технологии предоставляют возможность: рационально организовать познавательную деятельность обучающихся в ходе воспитательного процесса; сделать воспитание более эффективным, вовлекая все виды чувственного восприятия ученика в мультимедийный контекст и вооружая интеллект новым концептуальным инструментарием; построить открытую систему воспитания, обеспечивающую каждому индивиду собственную траекторию воспитания; вовлечь в процесс активного воспитания категории детей, отличающихся способностями; использовать специфические свойства компьютера, позволяющие индивидуализировать воспитательный процесс и обратиться к принципиально новым познавательным средствам; интенсифицировать все уровни воспитательного процесса.
Е ДИНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО – это программно-телекоммуникационная среда, основанная на использовании компьютерной техники и обеспечивающая едиными технологическими средствами информационную поддержку учащихся, учителей, родителей, администрацию учебных заведений и общественность. (Роберт И. В.)
Ф ОРМИРОВАНИЕ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ШКОЛЫ ЕИОПШ база нормативно-организационная методическое сопровождения Техническое сопровождения ресурсы кадровые информационные материально-технические процесс автоматизация управленческих и педагогических решений полноценный информационный обмен согласованная обработка и использование информации среда взаимодействия участников воспитательного процесса
деятельность школьников работа педагогов со школьниками система управления Учителя начальной школы Администрация Педагог доп. образования Библиотекарь школы Педагоги информатики Учитель – психолог, социальный педагог Учителя-предметники Основные компоненты единого информационного поля образовательного пространства во внеучебной деятельности: Кадровое сопровождение информатизации внеурочной деятельности
Е ДИНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ОБЛАДАЕТ ВАЖНЕЙШИМИ КАЧЕСТВАМИ
О РГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЕИОП БАЗИРУЕТСЯ НА ИНТЕРАКТИВНОСТИ И МОЖЕТ ПРОТЕКАТЬ : в виде общения с педагогами с использованием Интернет; в виде общения с другими обучающимися; в виде взаимодействия с пользователями коммуникационных сервисов Интернет.
У ЧИТЕЛЯ - ПРЕДМЕТНИКИ. Формы организацииОтношение к участникам внеучебной деятельности ТрадиционноВозможностиДля обучающихсяДля педагогов Предметные олимпиады различного уровня. Участие школьников в очно- заочных интернет -конкурсах, -проектах, - научно- практических конференциях, -конкурсах исследовательских работ, - олимпиадах всероссийского и международного уровня. Накопление знаний в предметных областях. Обобщение опыта. Возможность представить один и тот же материал на разных тематических конкурсах и получить их объективную оценку. Развитие критического мышления школьников. Постоянный личностный рост: повышение квалификации, увеличение выплат стимулирующего характера. Научно-практические конференции. Очные конкурсы исследовательских работ. Обучение в заочных школах при различных вузах. Дистанционное обучение в школах и лицеях при вузах и участие в образовательных бинарах, организованных этими школами. Наполнение портфолио. «Льготное» поступление в вузы и профессиональные лицеи. Работа с одарёнными и слабоуспевающими детьми. Создание индивидуальных образовательных программ через сайты и электронную почту. Дополнительная подготовка к итоговой аттестации.
П ЕДАГОГИ ИНФОРМАТИКИ Формы организацииОтношение к участникам внеучебной деятельности ТрадиционноВозможностиДля обучающихсяДля педагогов Сопровождение информатизации учебно- воспитательного процесса. Проведение элективных курсов по ИКТ «Сайтостроение», «Культура потребления информации» Формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации. Постоянный личностный рост: повышение квалификации, увеличение выплат стимулирующего характера. Повышение культуры потребления информации и общения в интернет- сообществах. Формирование у школьников мировоззрения открытого информацио нного общества.
У ЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ Формы организацииОтношение к участникам внеучебной деятельности ТрадиционноВозможностиДля обучающихсяДля педагогов Предметные олимпиады различного уровня. Участие младших школьников в дистанционных интернет - конкурсах, -проектах, - научно-практических конференциях, -конкурсах исследовательских работ, - олимпиадах всероссийского и международного уровня. Занятость учащихся. Накопление первичного опыта участия в интернет-проектах. Формирование портфолио. Формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации. Развитие критического мышления школьников. Постоянный личностный рост: повышение квалификации, увеличение выплат стимулирующего характера. Организация творческих объединений. Организация научно- исследовательской деятельности (в том числе в ФГОС).
Б ИБЛИОТЕКАРЬ ШКОЛЫ Формы организацииОтношение к участникам внеучебной деятельности ТрадиционноВозможностиДля обучающихсяДля педагогов Расширение и сохранение библиотечного фонда. Проведение воспитательных мероприятий. Организация книжных выставок. Создание, пополнение и систематизация банка электронных версий методических разработок по различным образовательным областям. Руководство медиатекой школы. Расширение информационного поля. Накопление первичного опыта по использованию медиа. Системность используемого материала
С ТАРШАЯ ВОЖАТАЯ Формы организацииОтношение к участникам внеучебной деятельности ТрадиционноВозможностиДля обучающихсяДля педагогов Организация внеклассных мероприятий. Участие школьников в дистанционных интернет -конкурсах, -проектах, -научно- практических конференциях, - конкурсах исследовательских работ воспитательной направленности. Опыт микроблогеров. Умение налаживать контакты. Расширение информационного поля. Формирование портфолио. Развитие критического мышления школьников. Неформальные отношения с учащимися Участие в слётах различного уровня. Оформление школьного пресс- центра. Освещение образовательного процесса школы через школьный сайт. Формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации.
П ЕДАГОГИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ : РУКОВОДИТЕЛЬ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ Формы организацииОтношение к участникам внеучебной деятельности ТрадиционноВозможностиДля обучающихсяДля педагогов Организация работы школьного музея. Поисковая деятельность. Участие в конкурсах исследовательских работ различного уровня. Краеведческая деятельность. Создание и развитие сайта музея школы (виртуальный музей). Перенесение документов по истории школы на электронные носители. Поиск участников образовательного процесса школы в социальных сетях, связь с ними, поддержание продолжительных отношений. Опыт микроблогеров. Расширение знакомств. Умение налаживать контакты. Школьники становятся участниками единого информационного поля. Развитие критического мышления школьников. Постоянный личностный рост: повышение квалификации, увеличение выплат стимулирующего характера.
О СНОВНЫМИ ЦЕЛЯМИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ВНЕУЧЕБНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ЯВЛЯЮТСЯ : вовлечение школы в построение единого информационного пространства ; формирование у школьников мировоззрения открытого информационного общества, подготовка членов информационного общества ; формирование отношения к компьютеру как к инструменту для общения, обучения, самовыражения, творчества (презентации по компьютеру); развитие творческого, самостоятельного мышления школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, овладение навыками использования информационных технологий; развитие познавательной и творческой активности обучающихся; формирование устойчивого познавательного интереса школьников к интеллектуально-творческой деятельности; развитие внимания, памяти, воображения, восприятия, мышления, сообразительности; повышение воспитательного воздействия всех форм внеурочной деятельности; организация эффективного информационного взаимодействия учителей, школьников и родителей; развитие информационных ресурсов образовательного учреждения (ведение внутришкольных сайтов, газет, стендов, летописи, медиатеки и т.п.) (рукописная книга); внедрение средств ИКТ в социально-воспитательную работу; осуществление индивидуализации и дифференциации в работе со школьниками; развитие способности свободного культурного общения; обучение методам конструктивного взаимодействия и взаимопонимания; всестороннее развитие личности ребенка; организации содержательно досуга детей и молодежи.