Технология формирования сетевого взаимодействия по обеспечению преемственности в системе дошкольного и начального общего образования Калинина Наталья Юрьевна, Кузнецова Елена Алексеевна методисты учебно- методического центра Дальнегорск 2012 Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского творчества»
Решим проблему преемственности вместе Калинина Наталья ЮрьевнаКузнецова Елена Алексеевна
Краткая аннотация: В нашей работе представлена модель сетевого взаимодействия по обеспечению преемственности в системе дошкольного и начального общего образования, которая успешно функционирует второй год. Сетевое взаимодействие по решению проблем преемственности было организовано в учебном году, одновременно с введением в образовательных учреждениях ДГО федеральных государственных стандартов начального общего образования (далее ФГОС НОО) и ФГТ. За это время определены субъекты взаимодействия, содержание и направление деятельности по обеспечению преемственности в условиях введения ФГОС и ФГТ, отработаны механизмы формирования взаимодействия и координации. В работе описывается технологическая цепочка создания и внедрения данной модели.
Возможные уровни диссеминации опыта: На уровне специалистов и методистов для активизации деятельности ОУ в решении проблем преемственности На уровне педагогов детских садов и начальной школы для повышения профессиональной компетентности На уровне специалистов ПМПК для обеспечения эффективного взаимодействия с сетью ОУ На уровне руководителей ОУ для объединения ресурсов ОУ в решении проблем преемственности
Поэзия детства не повторяется. Важно дать возможность всем детям пережить нормально своё детство,- такова должна быть задача нашего времени. Зеньковский В.В. Педагогические сочинения Цель технологии: формирование системного содержательного и продуктивного сетевого взаимодействия субъектов образовательного процесса по обеспечению преемственности в системе дошкольного и начального общего образования
Концептуальная и методологическая основа: Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено); Системно- деятель- ностный подход Методические рекомендации по изучению готовности первокласснико в к обучению в школе О.В Даниленко, И.В. Ермаковой, Г.С. Ковалёвой
Направления организации сетевого взаимодействия Преемственность в проведении мониторинга качества готовности детей к школьному обучению; Преемственность в реализации программ предшкольной подготовки Преемственность в организации психолого- педагогического сопровождения Преемственность в использовании технологий по подготовке детей к школьному обучению; Преемственность в создании информационно- просветительского пространства на этапе подготовки детей к школьному обучению
Уровни и субъекты взаимодействия: УровниСубъекты взаимодействия Муниципальный Специалисты отдела образования, МСОКО, методисты УМЦ, руководители РМО учителей начальных классов, и воспитателей детей старшего дошкольного возраста, специалисты ПМПК Институциональный Методисты ДОУ, завучи по учебно- воспитательной работе, руководители учителя 1,4 классов, воспитатели подготовительных к школе групп, педагоги дополнительно образования, учителя-логопеды, психологи Социальный Родители, представители СМИ
В основе запуска механизма технологии – 5 узлов взаимодействия по направлениям: 1 узел взаимодействия «Преемственнос ть в проведении мониторинга качества готовности детей к школьному обучению» 2 узел взаимодействия формируется по направлению «Преемственнос ть в реализации программ предшкольной подготовки» 5 узел взаимодействия формируется по направлению «Преемственность в создании информационно- просветительского пространства» 4 узел взаимодействия формируется по направлению «Преемственность в использовании технологий обучения» 3 узел взаимодействия формируется по направлению «Преемственнос ть в организации психолого- педагогического сопровождения»
Этапы запуска узлов взаимодействия: Диагностический этап Деятельностный этап Рефлексивный этап
Цель диагностического этапа: запуск 1 узла, для формирования взаимодействия по обеспечению мониторинговых исследований Задачи диагностического этапа Обеспечение преемственности в организации мониторинга в системе дошкольного и начального школьного образования Повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме обеспечения преемственности мониторинговой деятельности в системе дошкольного и начального школьного образования. Анализ проблемных зон при переходе детей из дошкольного звена в школу Определение стратегии взаимодействия по обеспечению преемственности в системе дошкольного и начального общего образования Формы взаимодействия: Мастерская Коммуникативные площадки Круглый стол Совместный мониторинг Банк КИМов
Формирование взаимодействия на деятельностном этапе Цель и формы взаимодействия Задачи: запуск узлов (2,3,4,5), формирующих взаимодействие субъектов образовательного процесса по обеспечению преемственности обучения детей на этапе дошкольного и начального общего образования. Коммуникативные площадки Опорные площадки Обучающие семинары, мастер- классы Консилиумы Родительские собрания Организация консультирования всех участников взаимодействия по вопросам обеспечения преемственности в системе дошкольного и начального общего образования Повышение профессиональной, правовой и коммуникативной компетентности всех субъектов взаимодействия в решении проблем обеспечения преемственности в системе дошкольного и начального общего образования Расширение методического и информационно-просветительского пространства для участников взаимодействия по обеспечению преемственности..
Рефлексивный этап Цели и задачи:Формы взаимодействия Цель этапа: создание условий, обеспечивающих возможность подведения итогов совместной деятельности участников взаимодействия Задачи: Анализ результатов совместной деятельности Подведение итогов совместной деятельности работы по обеспечению преемственности Диссеминация инновационной педагогической практики по обеспечению преемственности в системе дошкольного и начального общего образования Заключительная практическая конференция Презентация проектов опорных площадок Анкетирование участников взаимодействия Заполнение банка инновационной педагогической практики
Результативность: Сформирована сеть взаимодействия субъектов образовательного процесса по обеспечению преемственности в системе дошкольного и начального общего образования за счёт привлечения всех необходимых ресурсов: 5 узлов сетевого взаимодействия, в которых объединились более 115 педагогов и специалистов из 28 ОУ. Из них: 40 учителей начальных классов; 22 воспитателя подготовительных к школе групп; 25 специалистов психолого-педагогического сопровождения; 17 методистов ДОУ и УМЦ; 13 завучей по учебной работе. Расширяется методическое и информационное пространство за счёт увеличения количества субъектов методической деятельности, обновления методов и форм работы. Действует 4 опорные площадки
Результативность: Повысилось качество мониторинговых процедур, проводимых в системе дошкольного и начального школьного образования за счёт использования единых контрольно-измерительных материалов. 16 % детей имеют высокий уровень готовности; 66% детей имеют средний уровень готовности; 18% детей имеют низкий уровень готовности В году количество обращений родителей к специалистам составила 120 консультаций, в году за консультацией обратилось 172 родителя. Только в учебном году было создано 9 консилиумов в школах и 12 в ДОУ. В течение года СМИ ДГО активно публиковали информацию о ситуации в системе дошкольного и начального общего образования: 5 статей в СМИ, 3 репортажа
Выводы: Повышается качество услуг по подготовке детей к школьному обучению, которые предоставляются образовательными учреждениями за счёт преемственности обучения, технологий и программ Формируются партнёрские отношения родителей с педагогами и специалистами по вопросам подготовки детей к школьному обучению, за счёт расширения информационно-просветительского пространства и привлечения специалистов психолого- педагогического сопровождения Появляется заинтересованность представителей средств массовой информации в освещении тем затрагивающих проблемы воспитания, развития и обучения детей Таким образом, на основе полученных результатов работы можно сделать следующий вывод: технология позволяет в короткие сроки сформировать системное содержательное и продуктивное сетевое взаимодействие субъектов образовательного процесса и обеспечить преемственность в системе дошкольного и начального общего образования.