Разработан в рамках творческой лаборатории «Психодиагностический инструментарий в работе педагога-психолога ДОУ», ЮАО
Данный комплект диагностических методик предназначен для исследования развития психических процессов у детей 3-4 лет Комплект предназначен для психологов, работающих в детских дошкольных образовательных учреждениях. Был апробирован на базе детских садов участвующих в творческой лаборатории «Психологический инструментарий в работе дошкольного психолога» ЮАО.
Цели диагностического обследования: выявление уровня психического развития детей младшего дошкольного возраста и его соответствие возрастным нормам развития; выявление детей группы риска.
Направленность обследования: выявить уровень развития ведущих психических функций ребенка: ВОСПРИЯТИЕ: овладение сенсорными эталонами (цвет, форма, величина); развитие перцептивных действий; объединение элементов в целостный образ; сформированность пространственных отношений между предметами; МЫШЛЕНИЕ: наглядно-действенное мышление; ПАМЯТЬ: зрительная память и внимание; РЕЧЬ: особенности развития речи (фразовая, распространенность предложений, лексика); МОТОРИКА: общая моторика, тонкая моторика рук.
Методы диагностики: Наблюдение; Анкетирование; Тестирование
Этапы проведения диагностики: Подготовительный этап (анкетирование воспитателей, наблюдение); Этап установления контакта; Основной этап (использование тестов); Этап интерпретации результатов и разработка рекомендаций
в комплект входят: цели и задачи диагностического обследования; описание процедуры обследования; описание методик; презентация стимульного материала; специальная документация: бланки наблюдения, протокола обследования, итоговый бланк по результатам диагностики и анкета для воспитателей.
Стимульный материал к диагностическому комплекту обследования детей 3-4 лет
Содержание диагностического комплекта «Полянки» «Что изменилось, чего не стало» «Группировка игрушек» «Разрезные картинки» «Сложи пирамидку/ мисочки» «Коробка форм» «Конструирование по образцу» «Рассказывание по сюжетным картинкам»
«Полянки» 4 коврика (красный, желтый, зеленый, синий) формата А5, 12 карточек с изображениями предметов, по 3 каждого цвета.
Возможные варианты
«Что изменилось, чего не стало» 6 игрушек/ предметов (высота 5-8 см): матрешка, пирамидка, кубик, мячик, посудка (чашка), Фигурка животного, ширма или платок
Возможные варианты
«Группировка игрушек» три коробки (без верхних крышек, размер каждой стенки 20×20 см) одного цвета с изображенными на них эталонами-образцами (размер 4×4 см). На первой (на передней стенке) изображен квадрат, на второй – треугольник, на третьей – круг Набор из 24 предметов в мешочке: 8 – похожие на квадрат (кубик, коробок, квадратная пуговица и др.), 8 – похожие на треугольник (конус, елочка, формочка и др.) и 8 – похожие на круг (монета, медаль, полусфера и др.)
Оригинальный стимульный материал и в современной комплектации Вариант Л.А. Венгера Современный комплект
«Разрезные картинки» двухсоставные, разрезанные по вертикали; по трехсоставные, разрезанные по вертикали; четырехсоставные, разрезанные по вертикали и по горизонтали
«Сложи пирамидку/ мисочки» Пирамидка/ Мисочка (5 шт.)
Возможные варианты
«КОРОБКА ФОРМ» (5-6 фигурок) деревянная или пластмассовая коробка с пятью прорезями (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, полукруг); объемные геометрические фигурки, основание каждой из которых соответствует по форме одной из прорезей.
Возможные варианты
«Конструирование по образцу» 2 набора строительного материала: В каждый набор входят: 3 кирпичика, 1 призма.
Возможные варианты
Развитие речи картинки с изображением ситуаций, близких к жизненному опыту детей: девочка кормит куклу, мальчик умывается, мальчик катает мишку на машине) Из диагностического комплекта Е.А. Стребелевой
«Мальчик везет мишку»
«Мальчик умывается»
«Девочка кормит куклу»
Возможные варианты
Время обследования От 8 до18 минут на одного ребенка