Квантовая физика Фотоэффект Теория фотоэффекта
2. Кто является основоположником 2. Кто является основоположником квантовой физики? квантовой физики? Макс Планк. Великий немецкий физик – теоретик, основатель квантовой теории Повторение 1. Какие из физических явлений не смогла объяснить классическая физика? классическая физика? строение атома, происхождение линейчатых спектров, тепловое излучение – современной теории движения, взаимодействия и взаимных превращений микроскопических частиц.
3. Как атомы испускают энергию согласно гипотезе Планка? Повторение отдельными порциями - квантами 4. Чему равна эта энергия? E = h v 5. Чему равна постоянная Планка? h = 6, Джс
1. Цинковую пластину, соединенную с электроскопом, заряжают отрицательно и облучают ультрафиолетовым светом. Она быстро разряжается. Эксперимент Свет вырывает электроны с поверхности пластины 2. Если же её зарядить положительно, то заряд пластины не изменится. Вывод
Фотоэффект – это вырывание электронов из вещества под действием света Это явление было открыто немецким учёным Генрихом Герцем в 1887 году.
3. Стеклянным экраном перекрывают источник ультрафиолетового излучения. Отрицательно заряженная пластина уже не теряет электроны, какова бы ни была интенсивность излучения. Эксперимент Этот факт нельзя объяснить на основе волновой теории света. Почему световые волны малой частоты не могут вырывать электроны, если даже амплитуда волны велика и, следовательно, велика сила, действующая на электрон? Количественные закономерности фотоэффекта были установлены русским физиком А. Г. Столетовым
Схема экспериментальной установки Катод K Стеклянный вакуумный баллон Двойной ключ для изменения полярности Кварцевое окошко Анод А Источник напряжения U Источник монохроматического света длины волны λ Потенциометр для регулирования напряжения Электроизмерительные приборы для снятия вольтамперной характеристики Кварцевое окошко
Законы фотоэффекта Пока ничего удивительного нет: чем больше энергия светового пучка, тем эффективнее его действие чем больше энергия светового пучка, тем эффективнее его действие Количество электронов, вырываемых светом с поверхности металла за 1 секунду, прямо пропорционально поглощаемой за это время энергии световой волны.
По модулю задерживающего напряжения можно судить о скорости фотоэлектронов и об их кинетической энергии Ток насыщения определяется количеством электронов, испущенных за 1 секунду освещенным электродом. Максимальное значение силы тока называется током насыщения.
Максимальная кинетическая энергия фотоэлектронов линейно возрастает с частотой света и не зависит от его интенсивности. При < min ни при какой интенсивности волны падающего на фотокатод света фотоэффект не происходит. Законы фотоэффекта Почему энергия фотоэлектронов определяется только частотой света и почему лишь при малой длине волны свет вырывает электроны?
Теория фотоэффекта А. Эйнштейн 1905 год Поглотив квант света, электрон получает от него энергию и, совершая работу выхода, покидает вещество. 2 2 mυmυ Ah Свет имеет прерывистую структуру и поглощается отдельными порциями - квантами Фотоэффект практически безинерционен, так как с момента облучения металла светом до вылета электронов проходит время 10 с
Красная граница фотоэффекта Для каждого вещества существует красная граница фотоэффекта, т. е. существует наименьшая частота min, при которой еще возможен фотоэффект. Минимальная частота света соответствует Wк = 0
Как следует из уравнения Эйнштейна, тангенс угла наклона прямой, выражающей зависимость запирающего потенциала Uз от частоты ν, равен отношению постоянной Планка h к заряду электрона e: тангенс угла наклона прямой, выражающей зависимость запирающего потенциала Uз от частоты ν, равен отношению постоянной Планка h к заряду электрона e: Экспериментальное определение постоянной Планка Это позволяет экспериментально определить значение постоянной Планка. Это позволяет экспериментально определить значение постоянной Планка. Такие измерения были выполнены Р. Милликеном в 1914 г. и дали хорошее согласие со значением, найденным Планком. Такие измерения были выполнены Р. Милликеном в 1914 г. и дали хорошее согласие со значением, найденным Планком.
Часть А – базовый уровень 1. В каком случае электроскоп, заряженный отрицательным зарядом, быстрее разрядится при освещении: 1. рентгеновским излучением; 2. ультрафиолетовым излучением? Одновременно. 4. Электроскоп не разрядится в обоих случаях. Решение задач
1. Увеличится. 3. Уменьшится. 2. Не изменится. 4. Ответ неоднозначен. 2. Как изменится скорость электронов при фотоэффекте, если увеличить частоту облучающего света, не изменяя общую мощность излучения? Часть А – базовый уровень
3. На рисунке приведены графики зависимости максимальной энергии фотоэлектронов от энергии падающих на фотокатод фотонов. В каком случае материал катода фотоэлемента имеет меньшую работу выхода? 1. I. 2. II. 3. Одинаковую. 4. Ответ неоднозначен. Часть А – базовый уровень
4. При освещении катода вакуумного фотоэлемента потоком монохроматического света происходит освобождение фотоэлектронов. Как изменится максимальная энергия фотоэлектронов при уменьшении частоты в 2 раза? 1. Не изменится. 2. Уменьшится в 2 раза. 3. Уменьшится более чем в 2 раза. 4. Уменьшится менее чем в 2 раза. Часть А – базовый уровень
Длина волны рентгеновского излучения равна 10 м. Во сколько раз энергия одного фотона этого излучения превосходит энергию фотона видимого света c длиной волны 4 10 м? Часть А – базовый уровень
Часть А – базовый уровень 6. Для опытов по фотоэффекту взяли пластину из металла с работой выхода 3,4 10 Дж и стали освещать ее светом частоты 6 10 Гц. Затем частоту уменьшили в 2 раза, одновременно увеличив в 1,5 раза число фотонов, падающих на пластину за 1 с. В результате этого число фотоэлектронов, покидающих пластину за 1 с, 1. увеличилось в 1,5 раза 2. стало равным нулю 3. уменьшилось в 2 раза 4. уменьшилось более чем в 2 раза
Ч асть А – повышенный уровень 1. Один из способов измерения постоянной Планка основан на определении максимальной кинетической энергии электронов при фотоэффекте с помощью измерения напряжения, задерживающего их. В таблице представлены результаты одного из первых таких опытов. Задерживающее напряжение U, в 0, 40,9 Частота света, v 10, Гц 5, 56, 9 14 Постоянная Планка по результатам этого эксперимента равна 1. 6, 6 10 Дж с 2. 5, 7 10 Дж с , 3 10 Дж с 4. 6, 0 10 Дж с -34
Решение задачи 1 вычитаем hν 1 = А + hν 2 = А + = еU з h (v 2 – v 1 ) = е (Uз 2 – Uз 1 ) h = h = 5,7 · Дж·с
2. Фотоэффект наблюдают, освещая поверхность металла светом фиксированной частоты. При этом задерживающая разность потенциалов равна U. После изменения частоты света задерживающая разность потенциалов увеличилась на ΔU = 1,2 В. Насколько изменилась частота падающего света? 1. 1,8 · 10 Гц 2. 2,9 · 10 Гц Ч асть А – повышенный уровень 3. 6,1 · 10 Гц 4. 1,9 · 10 Гц
Решение задачи 2 вычитаем hν 1 = А + hν 2 = А + = еU з h (v 2 – v 1 ) = е (Uз 2 – Uз 1 ) 14 v 2 – v 1 = v 2 – v 1 = 2, 9 10 Гц Обратите ВНИМАНИЕ – стандартные и очень схожие задачи. Встречаются во многих вариантах ЕГЭ.
3. Красная граница фотоэффекта исследуемого металла соответствует длине волны кр = 600 нм. При освещении этого металла светом длиной волны максимальная кинетическая энергия выбитых из него фотоэлектронов в 3 раза меньше энергии падающего света нм нм нм нм Ч асть А – повышенный уровень Какова длина волны падающего света?
Решение задачи нм
Часть С 1. Фотон с длиной волны, соответствующей красной границе фотоэффекта, выбивает электрон из металлической пластинки (катода) сосуда, из которого откачан воздух. Электрон разгоняется однородным электрическим полем напряженностью Е = 5·10 В/м. Какой путь пролетел в этом электрическом поле электрон, если он приобрел скорость 3·10 м/с. Релятивистские эффекты не учитывать. 4 6
Решение задачи 1 S 5 · 10 м – 4
2. Какова максимальная скорость электронов, выбиваемых из металлической пластины светом с длиной волны λ = 3 10 м, если красная граница фотоэффекта λкр = 540 нм? Часть С –7
Решение задачи 2
3. Красная граница фотоэффекта для вещества фотокатода кр = 290 нм. При облучении катода светом с длиной волны фототок прекращается при напряжении между анодом и катодом U = 1,5 В. Определите длину волны. Часть С
Решение задачи нм
Дети! Помните, что знание - сила ! !! !!! Стремитесь к своей цели......а если вы промахнулись, просто используйте более мощное оружие И вы обязательно будете вознаграждены
Презентация выполнена учителем физики высшей квалификационной категории ГОУ СОШ 172 Калининского района Санкт-Петербурга Спиридоновой Любовью Вячеславовной Благодарю за внимание