МОУ «Кваркенская средняя общеобразовательная школа». Исследовательский проект на тему: «Вклад тружеников тыла Кваркенского района в Победу над врагом» Кравцова Алёна МОУ «Кваркенская СОШ», 9 «А» класс. Учитель Петрова Т.В.
Содержание проекта. I. Введение 1. Актуальность. 2.Цель. 3.Объект. 4.Предмет. 5.Гипотеза. 6.Задачи. 7.Этапы. II. Вступление. III. Рассказ Кравцова П.А.- участника трудового фронта. IV. Заключение. V. Выводы. VI. Список литературы. VII. Источники.
Актуальность проекта: Как-то я задумалась над тем, что наш народ в 2010 году будет отмечать юбилей Победы, и пришла к выводу, что в это событие непременно нужно внести свой личный вклад: обратить внимание всех живущих на роль участников «трудового фронта» в Победе советского народа в Великой Отечественной войне. Выбор темы проекта обусловлен недостаточным вниманием власти, СМИ, детских и юношеских организаций к труженикам тыла.
Цель: Собрать материалы (печатные и устные рассказы очевидцев) о жизни тружеников тыла в годы Великой Отечественной войны, распространение которых будет способствовать развитию интереса к данной теме. Показать через литературу, через воспоминания участников войны, что уважение к этим людям обязательно должно присутствовать в каждом из нас.
Объект проекта: Подвиг тружеников тыла в годы Великой Отечественной войны.
Предмет проекта: Тяжёлые условия жизни, ненормированный рабочий день, героический труд сельских тружеников способствовали победе над врагом.
Гипотеза проекта: Распространение материалов, собранных в ходе поисковой работы будет успешным, если материалы будут содержать информацию о людях, проживающих в нашем селе и нашем районе; участников трудового фронта будут отмечать наравне с ветеранами войны.
Задачи: 1.Изучить материалы, содержащие информацию о работе тружеников тыла. 2.Уточнить понятия «ветераны войны» и «труженики тыла». 3.Представить воспоминания моего дедушки Кравцова Петра Антоновича о трудовых подвигах его земляков на примере жителей села Кардаиловки Кваркенского района.
Этапы работы: 1.Работа с архивными материалами. 2.Чтение специальной литературы. 3.Беседа с участником трудового фронта. 4.Выявление отношения к труженикам тыла представителей современного общества. 5.Выводы. 6.Оформление работы.
Да, были, как века, мгновения. Об этом тяжко вспоминать. – Хватило б только сил, терпения, - Чуть слышно повторяла мать. Когда заря еще дремала И крепко спали петухи, Она, ослабшая, вставала На ошалелые гудки. Ей было двадцать семь неполных. Внося сибирскую метель в избу, Она валилась, помню, Едва раздевшись, на постель. Уставши за день несказанно, Она шептала, как вчера: - Успеть бы отдохнуть мне за ночь, - И затихала до утра. Мне только после ясно стало: Им, женщинам, таким, как мать, Упорным, сердце приказало В тылу Отечество спасать. Владимир Абросимов.
22 июня... Когда смотришь на листок календаря с этим числом, перед глазами встаёт ужасная картина 1941 год, самого важного и самого трагического года в истории нашего Отечества. Тогда весь народ - и стар и млад- встали на защиту своей Родины. А все остальные, кто не был призван на фронт, работали в тылу, работали за двоих, в полную силу. Все события эти остаются на страницах истории, и мы можем к ним прикоснуться. Знать и понимать всё это очень важно, поэтому я обратилась к своему дедушке – Кравцову Петру Антоновичу. Откуда, как не из уст близкого мне человека, я смогу подробно узнать обо всех тяготах жизни и быта военных лет. Вот о чем он мне рассказал:
«Когда началась война, я закончил четвёртый класс. Жил в селе Кардаиловка (колхоз Красный Урал). С первых дней войны начался призыв мужчин на фронт, а это была основная рабочая сила. К тому времени уже начался сенокос, поэтому в работу по заготовке сена включились все мальчишки моего возраста и даже младше. Помладше садились на лошадь, а постарше – на косилку. Сгребали сено девочки двенадцати-тринадцати лет, мальчишки поопытнее складывали его в стога. После сенокоса стали созревать хлеба, а убирать было некому: чем дольше продолжалась война, тем больше мужчин уходило на фронт. Все заботы легли на плечи мальчишек, девчонок, женщин и стариков, не подлежащих призыву. Женщины и девушки садились на трактора и малопроизводительные комбайны, которые должны возить трактора, а практически все ходовые гусеничные трактора и автомобили вместе с водителями ушли на фронт. Остались только единицы стареньких колёсных тракторов. Вместе с комбайнами в уборку включились жнейки (лобогрейки) - машины, предназначенные для уборки хлебов без обмолота. Они устроены по принципу сенокосилки. Маленькие мальчишки садились на лошадь, на передний стул – девушка пятнадцати-шестнадцати лет, а на задний – опытная женщина (на её долю выпадала самая тяжёлая физическая нагрузка); приходилось часто меняться: женщина с мальчишкой, девушка садилась либо на лошадь, либо оставалась на месте, но их никогда не сажали на заднее сиденье – берегли как будущих матерей.
Работа не останавливалась ни днём, ни ночью, отдыхали прямо в рабочих машинах, так как из хлебных районов остались только Урал, Сибирь и Казахстан, а основные житницы страны – Украина и Краснодарский край уж были оккупированы фашистами. На период уборки и посевной школа закрывалась, потому что все мы без исключения принимали участие в работе: фронт надо было снабжать хлебом. Работа находилась и для первоклассников: они собирали колоски. После уборки розвесь (стебель пшеницы с колосом) обмолачивали, затем на ворохах зерна совсем ещё маленькие детишки выбирали спорынью, которую потом отправляли для изготовления лекарства, например, хинина. Затем, если зерно было не влажным, его отвозили на элеватор. Уборку 41-ого года закончили по снегу, как впрочем, и в последующие военные годы, так как не хватало техники и рабочих рук. Зимой школа открывалась, и мы продолжали учиться. В те годы в основном только в зимний период и учились. Ранней весной мы под руководством старшего помогали ремонтировать сельскохозяйственный инвентарь. Во время посевной наряду с колёсными тракторами сев проводили и конными сеялками. Были исключительные случаи, когда сеяли вручную, если шли затяжные дожди и ни кони, ни трактора не могли протащить сеялки. На этот случай из деревни привлекались все, кто мог нести на себе мешки с семенами: старики, женщины, подростки. Руководили такими посевами старые казаки, которые владели технологией сева руками. Как раз в одну из военных вёсен я попал в такую бригаду. Во время сенокоса, посевной и уборочной все жили в поле, в бригадах. И только через две недели нас возили в посёлок в баню. Никаких выходных не было.
Весной, кто не был задействован в полевых работах, работали в животноводстве: сакманщиками (пастухами ягнят) и подпасками (помощниками пастухов). Зимой мы возили сено за пятнадцать-двадцать километров от деревни под руководством одного старика (так называли уже опытного человека в этом деле) на корм животным. Возили всю зиму, потому что летом не было возможности подвезти сено к местам зимовки животных - не хватало рабочих рук. Мы поднимались в двенадцать часов ночи, а возвращались только через сутки. Один день уходил на разгрузку сена и отдых, - и снова рейсы. Мы взрослели очень рано. Некоторые уже в пятнадцать лет работали на тракторах, на обмолоте зерна. На нас возлагалась большая ответственность и спрашивалось всё, как со взрослых. Росло к нам и доверие. Так в 13 лет могли доверить важное поручение. В 1944 году, когда Польша уже было освобождена от фашистов, мне и ещё трём четырнадцатилетним подросткам доверили отвезти семьи поляков, которые были выселены из оккупированной Польши (некоторые были ввезены в Кардаиловку), на станцию Айдырля без сопровождения взрослых. На обратном пути мы везли уголь. Многие из нас были награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».
9 мая 1945 года я, как обычно, шёл на работу. Всё было как обычно. На пути встретил своего отца. Он был всполошён и весь сиял, и сообщил очень радостную весть, весть об окончании войны. Большего счастья люди и вообразить не могли. Особая заслуга в годы войны, я считаю, принадлежит женщинам. Они на своих плечах, работая за себя и за мужчин не в меньшей степени солдат на передовой, выстрадали это Победу. Им нужно было накормить не только фронт, но и своих детей, ещё одеть их и сохранить!» Конечно же, я согласна с этими словами, и я думаю, что так же считают многие, ведь женщины - это самое хрупкое существо на земле, и они встали на защиту своей Родины, своих детей и их будущего. Им приходилось выполнять непосильную работу в те годы. Этих женщин в живых почти совсем не осталось, а им нужно было возвести памятник, ещё при жизни.
В парке Победы на 9 Мая.
Памятники труженикам тыла.
Заключение: Наш тыл поистине сделал неоценимый вклад в победу над фашизмом. Они прокормили, одели свыше 30 млн. человек! Это кажется невозможным, но всё было именно так! И это служило и должно служить примером для молодёжи. Мой проект – это призыв, это напоминание молодым о том, чтобы больше внимания уделяли своим дедушкам и бабушкам, прадедушкам и прабабушкам. Учились у них силе и твердости духа, активной жизненной позиции, любви к Родине.
Выводы: 1."Тыл - это половина Победы. Даже больше". 2.Основная часть тыловиков – женщины старики и дети, начиная с семи лет. 3.Обеспечение фронта всем необходимым было непосильным трудом. 4.Труженики тыла, как и весь народ, заплатили страшную цену за Победу в Великой Отечественной войне. 5.Их самоотверженный труд - прекрасный пример для молодежи.
Список литературы: «Заметки о героях фронта и тыла» Н. П. Руткевич. «Труженики тыла в Великой Отечественной войне» М.О. Антонян. «Тыл куёт победу» А.М. Беликов. «Во имя победы» Н.М. Алещенко. «День нынешний и день вчерашний» Н. Доризо.
Источники: Беседа с ветераном трудового фронта Великой Отечественной войны. Семейные архивы. Семейные фотографии