Описание опыта работы: «Театрализованные игры, как средство развития речи на уроках русского языка и литературного чтения». участницы II (городского) этапа.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Представление опыта работы: «Театрализованная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий». учителя начальных классов Туаева.
Advertisements

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Междуреченская средняя общеобразовательная школа.
Применение на уроках русского языка и литературы игровых форм обучения для активизации и интенсификации познавательной деятельности учащихся Разработан.
Экологический проект Мастерская природы Воспитатели: Чижикова Л.В. Евсеенко И.А.
ВЫПОЛНИЛИ: воспитатель МБДОУ д/с 40 Мордавченко Т.С. воспитатель МБДОУ д/с 40 Настенко Г.Я.
«Формы взаимодействия ДОУ, семьи и школы в формировании «внутренней позиции школьника» у детей подготовительной группы» Опытно – экспериментальная программа.
Добро пожаловать на проект «Театр и дети» для детей старшего возраста.
Работу выполнила Галимуллина Раиля. Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон.
Семинар «Метод проектов в деятельности ДОУ». ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ процесс создания проекта, который отражает решение той или иной проблемы; представляет.
Всероссийский конкурс «Учитель года » Муниципальный тур СКАЗКА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО Выполнила Выполнила.
«Театральная весна» Творческий проект по театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Театральная весна» Выполнили: воспитатели.
СЕМИНАР- ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ИЗУЧЕНИЕ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» ГБДОУ д/с уч.год.
Проект: «Учимся играть!» Проект: «Учимся играть!» Тема: Использование мастер - класса в процессе взаимодействия с родителями.
«Роль семьи в становлении и развитии личности ребенка» Подготовила воспитатель Гладышева Н. С.
Обобщение педагогического опыта «Адаптационно-развивающее общение при обучении химии» Учитель химии МОУ «Песковатская»СОШ Щупкина Наталья Анатольевна.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 79 ПЕРВОКЛАССНИК 2012 ГОДА! Ты стоишь на пороге открытия новой.
ПРОГРАММА ОБЕСПЕЧИВАЕТ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ОБЩЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УЧЕТОМ ИХ ВОЗРАСТНЫХ, ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ.
«Взаимосвязь и преемственность начальной школы и детского сада в условиях введения и реализации федерального государственного образовательного стандарта.
СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ « ОБУЧЕНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА »
МАДОУ 81 «Солнышко» комбинированного вида Воспитатель: Катышева Елена Сергеевна Первая квалификационная категория Педагогический стаж работы: 6 лет.
Транксрипт:

Описание опыта работы: «Театрализованные игры, как средство развития речи на уроках русского языка и литературного чтения». участницы II (городского) этапа Всероссийского конкурса « Учитель года – 2011» в номинации « Лучший учитель» учителя начальных классов Тарасенко Евгении Васильевны. г. Ставрополь 2011

. «Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или совсем не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в изустной и письменной речи, всегда будет страдать от этого недостатка при изучении другого предмета». К.Д.Ушинский

Актуальность опыта. В настоящее время в России взят курс на изменения в образовательной политике. Одним из приоритетных направлений становится формирование умений, обеспечивающих речевую деятельность. Развитие речи – одна из важнейших и наиболее сложных задач начального обучения. Ведь речь человека - это показатель его интеллекта и культуры. Государство осознаёт необходимость повышения уровня готовности граждан к осуществлению политического и социального выбора, развития творческого мышления и речи у молодого поколения. Нормативные документы Российской Федерации - Закон Российской федерации «Об образовании» ст.6,7, - постановление Правительства Российской Федерации 483 от г. «О Федеральной целевой программе « Русский язык», - «Национальная доктрина образования в Российской Федерации», - « Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года») В связи с этим особую актуальность приобретают проблемы обучения детей связной речи, что связано с формирующейся у младших школьников потребностью выразить свои мысли и чувства в адекватной форме.

В связи с этим мною была определена тема проекта «Театрализованные игры, как средство развития речи младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения ». Основной педагогической идеей опыта является педагогика сотрудничества, которая ставит личность школьника в центр всей образовательной системы, создание на уроках в начальной школе условий для сознательного, активного участия младших школьников в творческой деятельности. Главная цель развитие грамотной самостоятельной творческой речи учащихся, получение оригинального результата. Общественная значимость и новизна такой работы могут вызывать положительную мотивацию творчества, как у учителя, так и у учеников. Кроме того, у учащихся может быть сформирован мотив самоутверждения. Объект опытно-исследовательской работы: учащиеся начальных классов. Предмет опытно–исследовательской работы: уровень речевого развития учащихся.

Гипотеза: предполагаю, что при организации серии театрализованных игр, включённых в учебно-воспитательный процесс уроков русского языка и чтения, у учащихся младших классов повысится уровень развития речи, который включает в себя: Театрализованные игры на уроках грамотностьсамостоятельность,выразительностьэмоциональностьтворческость обогащение словарного запаса диалогичность речи

Задачи: 1) изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме развития речи младших школьников с помощью дидактических игр на уроках русского языка и чтения; 2) подобрать педагогические методы и приёмы оптимизации процесса развития речи младших школьников на уроках; 3) разработать серию дидактических материалов, направленных на развитие уровня речи младших школьников; 4) проверить эффективность реализации методических мероприятий на уровень развития речевой деятельности учащихся.

Этапы работы 1.Поисковый: 2.Констатирующий: 3.Формирующий: 4. Контрольный: В соответствии с намеченными этапами работы были изучены и использованы методы исследования: анализ педагогической, психологической и методической литературы; метод психолого-педагогического эксперимента; сравнительный анализ результатов детской деятельности; метод математической обработки результатов исследования. В качестве дополнительных методов использовались -наблюдение, -анкетирование, -беседа, -творческие работы -анализ продуктов речевой деятельности детей

Новизна опыта. Новизна опыта заключается в изменении подходов к организации учебно-воспитательного процесса: творческое взаимодействие учителя и учащихся, исходя из принципов сотрудничества и сотворчества с опорой на индивидуальные особенности учащихся. Новизна предусматривает: 1.Изменение в методике развития речи в начальных классах: - изменение планирования уроков, - введение элементов дидактической игры на уроке, - увеличение количества времени на театрализованные уроки. 2. Использование на уроках русского языка дидактической театрализованной игры. 3. Включение ребёнка в театрализованную игру, развитие его речи с учётом особенностей его индивидуального развития.

Практическая значимость работы определяется возможностью использования результатов исследования в практике развития речи детей младшего школьного возраста на уроке. Она состоит в разработке системы обоснованных рекомендаций, использование которых позволяет обеспечить реализацию функционально-стилистического подхода к речевому развитию младших школьников. Предпосылки к ведению опытной работы В период психологической адаптации моих первоклассников к школе у 18% возникали страхи, срывы, заторможенность, у 38% наоборот, развязность и суетливость. у 4% - недоразвитие речи, 16% с фонематическим недоразвитием, 14% с нарушением звукопроизношения. У большинства детей отсутствовали навыки произвольного поведения, были недостаточно развиты память и внимание.

«Игра - это гигантская кладовая настоящей творческой мысли будущего человека». Д.Б. Эльконин Игра - деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений, это особая форма освоения действительности путем ее воспроизведения, моделирования. Я стала давать такие задания: - расскажи все, что ты знаешь об этом предмете, слове своей любимой игрушке; -помоги ей найти как можно больше сходств и отличий; -придумай для неё рассказ по картинке; -объясни ей, что произошло, с последующим чтением проиллюстрированного рассказа; -слушай и нарисуй для игрушки все предметы, о которых говорится в произведении.

Во втором классе я предложила детям изготавливать игрушки для уроков самостоятельно, только это были уже другие игрушки – перчаточные куклы, «бибабо». Статичные куклы, мишки и зайчики уже перестали вызывать живой интерес у подросших за лето детей. А «живую» куклу ребенок будет слушать, делиться с ней своими переживаниями, «воспитывать» ее. Как правило, основу игр-драматизаций составляли наши любимые сказки. Все они знакомы детям и взрослым и очень любимы. Очень важным для детей было то, что при игре «в сказку» они могли принимать на себя разные роли, подражать как положительным, так и отрицательным персонажам, чувствовать грань между добром и злом. Однако сюжет сказки – это лишь основа для самостоятельного творчества. А само творчество – это способность отходить от шаблонов и генерировать свои идеи, воплощать собственные замыслы. И очень важно было поддерживать ребенка в этом, чтобы заложить основу творческого восприятия мира.

Работа с родителями. Важной и значимой в учебно-воспитательном процессе стала эта работа по повышению уровня их знаний о проблеме развития речи детей. Анкета, включавшая перечень вопросов и указатель тем по проблеме. Наибольшую заинтересованность вызвали темы «Влияние речи окружающих на речь детей», «Роль игры в развитии речи детей». Устные журналы: «Наша речь». Родительские собрания: их тематика соответствует изучению данной темы и направлена на тесное сотрудничество учителя и родителей по становлению учащихся как творческой языковой личности.

Сравнительный анализ речевых умений учащихся 2 класса. Фамилия имя Дик ция Воспроизведе ние текста Воспроиведе ние интона ционного рисунка Орфоэпиичес кие нормы Передача ритмич еского рисунка Сло варь Конец года Нач года Конец года Нач года Конец года Нач года Конец года Нач года Конец года Конец года 1Г. В.+ ост Д С.Е Ч. Д Ч. Р.+ ост

Ученики 3-4 классов уже отчётливо понимают, что в школу они ходят учиться, поэтому именно учебная деятельность на уроке для них первична. Но отказываться от игровых театрализованных моментов на уроке мы не стали. Так на уроке теперь включаются фрагментарно такие виды заданий: - Незнайка сомневается в том, что он правильно распределил части речи. - Мудрая Сова сообщает. - Помогите Емеле решить проблему правописания безударных гласных. - Докажите Мальвине правильность своего выбора.

Таким образом, создавая на каждом уроке благоприятную эмоциональную атмосферу, повышая мотивацию к развитию собственной речи, а значит и учению, результатом моей работы стало повышение показателей качества обучения. Сравнительный анализ показателей качества знаний учащихся. Предмет2 класс 28 чел 3 класс 30 чел 4 класс 1 полугодие 30 чел 1Русский язык55%60%64% 2Чтение60%65%69% 3Окружающий мир62%68% 4Математика56%60%65%

Сравнительный анализ творческого речевого развития учащихся.

Тематический план использования театрализованной игры на уроках во 2 классе. Тема урокаТворческая работа на урокеОборудование 1Чтение: Л.Н.Толстой «Филиппок». -Составление своего рассказа о первом посещении школьного урока, -составление рассказа от имени героя рассказа, -составление рассказа от имени других ребят, -составление рассказа от имени учителя. Своя любимая игрушка кукла – слушатель, кукла – рассказчик. 2Чтение: «Два Мороза» русская народная сказка. -Составление и проговаривание диалога мужика и Мороза, -инсценирование фрагмента сказки в лицах, -проигрывание фрагмента сказки куклами. Ручная кукла, бибабо, куклы настольного театра-комплекта «Русские народные сказки» 3Русский язык: Устная и письменная речь. -Рассказывание старинной былины, -игра в пословицы и поговорки, -знакомство с буквами старинного алфавита, -прорисовывание буквы своего алфавита, -изготовление своей буквы. Настольный театр, кукла – Петрушка. 4Русский язык: Деление слов на слоги. -Составление мини-диалога Мальвины и Буратино, -коллективная работа по составлению алгоритма деления слова на слоги, -объяснение алгоритма деления на слоги (монолог) от имени Буратино. Перчаточные куклы – Мальвина и Буратино.

Уроки развития речи с элементами игротерапии и куклотерапии способствовали : - развитию мотивации к школьному обучению, - повышению уровня знаний учащихся моего класса, - появлению групповой сплоченности дружественных отношений, - снизился уровень тревожности учеников, - появилась уверенность в себе и своих силах. Опыт моей работы по развитию речи младших школьников с элементами театрализованной игры на уроках русского языка и чтения был рассмотрен на заседаниях школьного методического объединения учителей начальных классов и успешно применяется в работе педагогами школы.

Выготский Л.С. - «Теория развития высших психических функций». Выготский Л.С. – «Психология развития ребёнка» - М., изд. Эксмо, Выготский Л.С. - «Игра и ее роль в психическом развитии ребенка» - М., изд. Эксмо, Волина В.В. «Учимся играя». – М., 1994 Кочетков П.Н., Кочеткова А.В. – «Развитие речи и изобразительное искусство». Каландарова Н.Н. «Уроки речевого творчества». М – ВАКО – Ладыженская. Т.А. «Методика развития речи на уроках русского языка». Кн. для учителя, М..- Просвещение, Ладыженская. Т.А. «Речевые уроки». М., Леонтьев А.Н. «Деятельность. Сознание. Личность». – М., Львов М.Р. «Речь младших школьников и пути её развития» - М., Просвещение, Львов М.Р. «Тенденции развития речи учащихся в начальной школе» - М., Просвещение, Пиаже Ж. « Теория развития речи и мышления». Рамзаева Т.Г. «Развитие связной речи младших школьников» - М.,2000. Соловейчик М.С. «Развитие речи. Теория и практика». М.-Просвещение – Эльконин Д.Б. «Психология игры». М – Эксмо – Литература: