Ваш ребенок - первоклассник
Готовность ребенка к школе Физическая Нравственная Психологическая Мыслительная
Психологическая готовность Психологическая готовность к обучению в школе вовсе не заключается в умении читать и писать. Детьми до школы цифры и буквы воспринимаются как очередная частичка окружающего мира, и они быстро утрачивают к ним интерес. Чрезмерный объем информации не развивает вообще никого. Приоритет в вопросе образования на этапе его подготовки к школе, как и всего периода дошкольного детства, должен принадлежать общему развитию ребенка. Именно она обеспечивает дальнейшую успешность обучения в школе. Это означает, что родители, чьи дети идут в школу, должны заботиться прежде всего о том, чтобы у детей были сформированы те общие способности и те качества личности, которые необходимы для осуществления принципиально новой для него деятельности – учебной. Среди главных составляющих понятий «готовность к школе» - развитие любознательности и познавательной активности ребенка, умение самостоятельно думать и решать простейшие умственные задачи.
Интеллектуальная готовность Интеллектуальная подготовка к школе предполагает не столько накопление определенной суммы знаний, умений и навыков по отдельным предметам, сколько формирование восприимчивости к знаниям, развитие у них личного опыта познания, проблемно – поисковой деятельности, экспериментирования. Главное - развитие способности узнавать новое, поэтому на этапе дошкольного детства знания, умения, навыки рассматриваются не как самоцель, а как средство умственного развития. Их объем не должен превышать возрастных возможностей детей и дублировать школьные учебные программы. Важнейшим показателем уровня подготовки ребенка к школе являются хорошо развитая речь, восприятие, память, воображение, наглядно – образное мышление: - умение элементарно рассуждать; выделять существенные признаки предметов и явлений; сравнивать предметы; находить различия и сходства; выделять целое и его часть; группировать предметы по определенным признакам; делать простейшие выводы и обобщения.
Для осуществления успешной учебной деятельности в первом классе необходимо, чтобы у ребенка были развиты волевые качества личности. Чтобы он в доступных для его возраста пределах управлял своим поведением, умел направлять свои усилия на решение учебных задач, был организованным, понимал и выполнял правила, которые будут предъявляться ему учителем. Важно, чтобы будущий ученик умел общаться с окружающими людьми, был доброжелательным с другими детьми, взрослыми, педагогами, умел подчиняться требованиям сверстников и взрослого, понимать, что не все зависит от него.
Важно также, чтобы ребенок умел управлять своим телом, хорошо двигался и ориентировался в пространстве, чтобы у него была развита мелкая моторика рук, а также были скоординированы движение руки и глаза. Также очень важным компонентом готовности к школе является личностная (мотивационная) готовность, то есть готовность и желание ребенка принять новую социальную позицию школьника, желание учиться, положительно воспринимать образ школы.
Содержательная сложность отмеченной проблемы заключается в том, что у многих детей не складывается объективное представление о школе: оно либо чрезмерно идеализированно, неадекватно оптимистично, либо чрезмерно негативно – школа вызывает опасение как нечто чуждое, тревожное, опасное.
Чаще всего такое отношение к школе формируется в трех случаях 1.Ребенок в дошкольном детстве не был приучен ограничивать свои желания, преодолевать трудности, и у него сформировалась своеобразная установка на «отказ от усилия». Поскольку школа требует от ребенка постоянных усилий, преодоления трудностей, то у него возникает активное противодействие учению. 2.Ребенка еще в дошкольном запугивали школой, что очень опасно и вредно, особенно по отношению к робким, неуверенным в себе детям. 3.Ребенку, напротив рисовали школьную жизнь (и будущие его успехи) в радужных тонах. Столкновение с реальностью может вызвать настолько сильное разочарование, что у ребенка возникает резко отрицательное отношение к школе.
Рекомендации психолога 1.Избегайте чрезмерных требований. Не спрашивайте с ребенка все и сразу. Ваши требования должны соответствовать уровню развития его навыков и познавательных способностей. Не забывайте, что такие важные и нужные качества, как прилежание, аккуратность, ответственность не формируются сразу. Ребенок пока еще учится управлять собой, организовывать свою деятельность и очень нуждается в поддержке, понимании и одобрении взрослых. Задача пап и мам – запастись терпением и помочь ребенку. 2.Право на ошибку. Важно, чтобы ребенок не боялся ошибаться. Если у него что – то не получается, не ругайте. Иначе он будет боятся ошибиться, поверит в то, что ничего не может. Даже взрослому, когда он учится чему – то новому, не все сразу удается. Если заметили ошибку, обратите внимание ребенка на нее и предложите исправить. И обязательно хвалите. Хвалите за каждый, даже совсем крошечный успех.
1.Не думайте за ребенка. Помогая ребенку выполнять задание, не вмешивайтесь во все, что он делает. Иначе он начнет думать, что не способен справиться с заданием самостоятельно. Не думайте и не решайте за него, иначе он очень быстро поймет, что ему незачем заниматься, родители все равно помогут все решить. 2.Не пропустите первые трудности. Обращайте внимание на любые трудности своего ребенка и по мере необходимости обращайтесь к специалистам. Если у ребенка есть проблема со здоровьем, обязательно займитесь лечением, так как будущие учебные нагрузки могут существенно ухудшить состояние ребенка. Если вас что-то беспокоит в поведении, не стесняйтесь обращайтесь за помощью и советом психологу. Если у ребенка проблемы с речью, посетите логопеда. 3.Устраивайте праздники. Обязательно устраивайте маленькие праздники. Повод для этого придумать совсем не сложно. Радуйтесь его успехам. Пусть у вас и вашего ребенка будет хорошее настроение.
Каковы показатели психологической готовности к школьному обучению? Ребенок имеет твердое желание и первоначальное желание учиться. Он обладает достаточно развитыми познавательными способностями. Умеет общаться и работать в коллективе, Правильно воспринимает оценку себя и своего поведения с товарищами, учителя. Стремится к самосовершенствованию.