Портрет будущего первоклассника. Проблемы подготовки к школе и пути их решения Муниципальный семинар апрель 2010г
Задачи: Определить современные требования к психическому развитию первоклассника. Познакомить педагогов с результатами комплексной диагностики первоклассников школ РМР в учебном году по определению готовности к школьному обучению (методика Л. А. Ясюковой). Дать методические рекомендации по развитию психических функций, необходимых для обучения.
Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе Познавательная сфера Мотивационная сфера Волевая сфера Эмоциональная сфера
Параметры готовности по Ясюковой: Развитие речи; Понятийное мышление (интуитивное, логическое); Внимательность и скорость переработки информации; Оперативная зрительная и речевая память; Зрительно – моторная координация; Уровень тревожности; Личностные качества(самооценка, общительность).
Преимущества методики отвечает задачам, решаемым на данном возрастном этапе школой, а именно – адаптации к систематическому обучению прогностична имеет критериальные нормы в соответствие с требованиями существующих учебных программ позволяет выявить детей с ЗПР, ММД, одарённых позволяет системно построить развивающую и коррекционную работу автор предлагает пути помощи при той или иной особенности в развитии позволяет проводить по результатам диагностики родительские собрания и педсовет позволяет отслеживать психологические характеристики в процессе обучения.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Причины слабого речевого развития Социально – педагогическая запущенность. Повышенная тревожность. Замкнутость, необщительность. ММД (минимальные мозговые дисфункции). Неразвитость речевой памяти. Медлительность, замедленная врабатываемость. Задержка речевого или психического развития.
ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ
Картина нарушений при ММД Общее замедление темпов роста и созревания мозга. Дисбаланс в созревании отдельных подструктур мозга. Сдвиг баланса между процессами возбуждения и торможения и явное преобладание одного их них. Запаздывание процесса миелинизации проводящих волокон, что приводит к иррадиации возбуждения и, соответственно, к хаотической, некоординированной активности.
ЗРИТЕЛЬНО – МОТОРНАЯ КООРДИНАЦИЯ
КРАТКОВРЕМЕННАЯ РЕЧЕВАЯ ПАМЯТЬ
Причины слабого уровня развития памяти функциональные нарушения в работе мозга (ММД); слабое речевое развитие, малый словарный запас; доминирование визуальной или кинестетической систем; высокий уровень личностной тревожности; задержка психического развития; инфантилизм, высокая беспечность.
ИНТУИТИВНОЕ ПОНЯТИЙНОЕ МЫШЛЕНИЕ
ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
ТРЕВОЖНОСТЬ
Пусть год Первоклассника принесёт радость встречи – тебе, УЧИТЕЛЬ, и тебе, МАЛЫШ !