Повышение культуры речи подростков посредством выполнения творческих упражнений Пятенко Татьяна Александровна,МОУ «Саракташская СОШ 3».2011г.
Объект и предмет исследования 1)Объектом нашего исследования является речевая деятельность подростка. 1)Объектом нашего исследования является речевая деятельность подростка. 2)Предмет исследования- развитие речевой культуры подростка посредством творческих работ. 2)Предмет исследования- развитие речевой культуры подростка посредством творческих работ.
Цель: Теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность повышения речевой культуры подростков посредством творческих работ. Анализ научно- педагогической литературы по данной проблеме, изучение педагогического опыта, а также личное участие в процессе формирования речевой культуры учащихся 5-8 классов позволили сформировать следующую гипотезу исследования: Теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность повышения речевой культуры подростков посредством творческих работ. Анализ научно- педагогической литературы по данной проблеме, изучение педагогического опыта, а также личное участие в процессе формирования речевой культуры учащихся 5-8 классов позволили сформировать следующую гипотезу исследования:
Гипотеза: Творческие работы являются эффективным средством повышения речевой культуры учащихся, если:1)проводить их в определенной системе; 2)творческие работы адекватны содержанию образования и ориентированы на мотивационную сферу учащихся; Творческие работы являются эффективным средством повышения речевой культуры учащихся, если:1)проводить их в определенной системе; 2)творческие работы адекватны содержанию образования и ориентированы на мотивационную сферу учащихся;
Задачи: 1)Изучить состояние исследуемой проблемы в теории и на практике; 1)Изучить состояние исследуемой проблемы в теории и на практике; 2)Выявить особенности развитие речевой культуры подростков; 2)Выявить особенности развитие речевой культуры подростков; 3)Определить возможности использования творческих работ как средства развития речевой культуры подростка; 3)Определить возможности использования творческих работ как средства развития речевой культуры подростка; 4)Представить опыт работы по развитию речевой культуры подростков посредством творческих работ; 4)Представить опыт работы по развитию речевой культуры подростков посредством творческих работ; 5)Разработать методические рекомендации по использования творческих видов работ на уроках гуманитарного цикла в среднем звене школы. 5)Разработать методические рекомендации по использования творческих видов работ на уроках гуманитарного цикла в среднем звене школы.
Учёные, занимавшиеся проблемами культуры речи. Учёные, занимавшиеся проблемами культуры речи. Г.О.Винокур, И.В.Щерба, В.А.Ицкович, Ф.П.Филин, Т.А.Золотова, Б.Н.Головин, В.Г.Костомаров, Л.И.Скворцов, но и психологи (А.А.Леонтьев), педагоги В.А.Сухомлинский, А.Д.Ушинский и, Конечно, методисты- словесники (В.И.Капинос, Т.А.Ладыженская, М.А,Рыбникова, В.А.Добромыслов, Э.Ю.Кулакова, Н.А.Купина Г.О.Винокур, И.В.Щерба, В.А.Ицкович, Ф.П.Филин, Т.А.Золотова, Б.Н.Головин, В.Г.Костомаров, Л.И.Скворцов, но и психологи (А.А.Леонтьев), педагоги В.А.Сухомлинский, А.Д.Ушинский и, Конечно, методисты- словесники (В.И.Капинос, Т.А.Ладыженская, М.А,Рыбникова, В.А.Добромыслов, Э.Ю.Кулакова, Н.А.Купина
Как известно, понятие «культура речи» включает две стадии овладения литературным языком: Как известно, понятие «культура речи» включает две стадии овладения литературным языком: 1)правильность речи 1)правильность речи 2)коммуникативная целесообразность (речевое мастерство) 2)коммуникативная целесообразность (речевое мастерство) Богатство, точность, выразительность- вот признаки хорошей речи. (Капинос) Богатство, точность, выразительность- вот признаки хорошей речи. (Капинос)
Причины речевых нарушений Влияние просторечий, диалектизмов, жаргонизмов, арготизмов. Влияние просторечий, диалектизмов, жаргонизмов, арготизмов. Сложность механизма порождения речи. Сложность механизма порождения речи. Недостаточное развитие оперативной памяти. Недостаточное развитие оперативной памяти.
типы творческих упражнений. Упражнения по предупреждению лексических, морфологических, синтаксических ошибок Упражнения по предупреждению лексических, морфологических, синтаксических ошибок Упражнения по речевому этикету Упражнения по речевому этикету Упражнения по трансформации и моделированию текста. Упражнения по трансформации и моделированию текста. Упражнения по культуре речи на основе текста Упражнения по культуре речи на основе текста Упражнения, направленные на развитие монологической речи учащихся, Упражнения, направленные на развитие монологической речи учащихся, Ситуативные упражнения используют реальные ситуации для осуществления речевой деятельности. Ситуативные упражнения используют реальные ситуации для осуществления речевой деятельности.
Виды творческих упражнений. Языковой эксперимент, при котором «искусственно вызываются и планомерно применяются естественные явления речи» Языковой эксперимент, при котором «искусственно вызываются и планомерно применяются естественные явления речи» Синонимические замены данных языковых фактов. Например, творческие диктанты ( или диктант с заменами) Синонимические замены данных языковых фактов. Например, творческие диктанты ( или диктант с заменами) Построение различных единиц языка ( по опорным элементам и предложенным моделям, схемам) Построение различных единиц языка ( по опорным элементам и предложенным моделям, схемам) Распространение исходного материала Распространение исходного материала сжатие данного построения. сжатие данного построения. Создание высказывания (или его частей) Создание высказывания (или его частей)
Практическая часть. Тематика сочинений. Речевые ситуации. Для среднего звена. Тематика сочинений. Речевые ситуации. Для среднего звена. Тематика сочинений. Речевые ситуации. Для среднего звена. Тематика сочинений. Речевые ситуации. Для среднего звена. Упражнения по культуре речи для подготовки к ЕГЭ по русскому языку (10– 11-е классы) Упражнения по культуре речи для подготовки к ЕГЭ по русскому языку (10– 11-е классы) Упражнения по культуре речи для подготовки к ЕГЭ по русскому языку (10– 11-е классы) Упражнения по культуре речи для подготовки к ЕГЭ по русскому языку (10– 11-е классы) Методическая копилка упражнений по культуре речи. Методическая копилка упражнений по культуре речи. Методическая копилка упражнений по культуре речи. Методическая копилка упражнений по культуре речи. Тематические тесты. Тематические тесты. Тематические тесты. Тематические тесты. Презентации Презентации Презентации Тренажер Тренажер Тренажер
Результаты работы
Вывод. Наши исследования позволяют сделать вывод о том, что творческие упражнения, проводимые в определенной системе, способны заметно обогатить речь учащихся, сделать её более точной, правильной и выразительной. Наши исследования позволяют сделать вывод о том, что творческие упражнения, проводимые в определенной системе, способны заметно обогатить речь учащихся, сделать её более точной, правильной и выразительной. Данные нами в аттестационной работе методические рекомендации по использованию творческих работ могут помочь учителям русского языка в повышении речевой и общей культуры учащихся. Данные нами в аттестационной работе методические рекомендации по использованию творческих работ могут помочь учителям русского языка в повышении речевой и общей культуры учащихся.