Оценка метапредметных результатов обучения через освоенные учащимися универсальные учебные действия Скворцов Павел Михайлович
Метапредметные результаты освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями
Способность обучающегося успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию самого процесса обучения, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённые действия позволяют учащимся широко ориентироваться как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик
Функции универсальных учебных действий: обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
Различия между понятиями «компетенция» и «компетентность» Компетенция – это наперёд заданное требование к образовательной подготовке обучаемого, его будущей профессии. «Компетенция отражает некоторую культурную норму, образец общественно-исторической практики, «ячейку» в деятельности» (А.В. Хуторской). Компетентность – мера соответствия этому требованию, степень освоения компетенции, личностная характеристика человека. «Компетентность фиксирует характеристику индивидуума, его принадлежность к данной ячейке деятельности» (А.В. Хуторской).
Метапредметные результаты для своего измерения требуют выделения ключевых, надпредметных и предметных компетенций, по формированию которых можно судить о наличии / отсутствии универсальных учебных действий у учащегося
Промежуточный вывод Понятия «метапредметные результаты», «универсальные учебные действия» в ФГОС соотносятся с понятиями «компетенция», «компетентность». Ни один из приведённых терминов не имеет устойчивого и однозначного определения, что открывает широкое поле для волюнтаристических требований к результатам обучения.
Универсальные учебные действия Рассматриваются в рамках метапредметных результатов обучения по направлениям: 1) регулятивные (включающий также действия саморегуляции); 2) познавательные; 3) коммуникативные
1. Регулятивные действия: 1.1. целеполагание (как постановка учебной задачи при соотнесения уже известного и усвоенного с неизвестным) 1.2. планирование 1.3. прогнозирование (как предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик); 1.4. контроль 1.5. коррекция 1.6. оценка 1.7. саморегуляция (как способность к волевому усилию и преодолению препятствий).
Вопрос: мы формируем отдельную операцию или действие в целом? ФГОС требует действие в целом. Регулятивное УУД должно включать в себя 7 перечисленных выше умений (операций). Отследить сформированность отдельного умения (операции) возможно в преподавании любого школьного предмета Выявить сформированность регулятивного действия в целом в рамках конкретного школьного предмета проблематично.
2. Познавательные действия: 2.1. Общеучебные универсальные действия 2.2. Логические универсальные действия: 2.3. Постановка и решение проблемы
Вопрос: Можем ли мы использовать логику предыдущей группы УУД для познавательных действий? Исходя из предложенного списка УУД, содержащегося в ФГОС, нет. Познавательные действия оказываются структурно более сложными Каждая из трёх предложенных групп УУД уже не может считаться отдельным умением (операцией), она является набором сложных, комплексных умений. Приведённое является следствием нарушения формальной логики при составлении классификации
Вопрос: Как измерять сформированность познавательных УУД? Каждая из групп познавательных УУД состоит из прописанных в ФГОС умений (операций). Логика измерения остаётся прежней: на предметном уровне можно выявить сформированность отдельных умений (операций). Для измерения сформированности УУД в целом необходимо выходить за пределы предмета.
3. Коммуникативные действия 3.1. планирование учебного сотрудничества с учителем 3.2. планирование учебного сотрудничества со сверстниками 3.3. постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; 3.4. разрешение конфликтов 3.5. управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;
Вопрос: Как подходить к измерению коммуникативных УУД? Логика та же, что и для регулятивных УУД: все перечисленные умения являются, по сути своей, операциями, значит, коммуникативное УУД включает 5 перечисленных выше умений (операций). Измерение отдельного умения (операции) возможно на уровне предмета. Определить сформированность коммуникативного УУД в целом возможно лишь за пределами конкретного предмета
Вопрос: Есть ли различия в формировании УУД на разных ступенях обучения? Выявлены проблемы с формированием УУД на ступени основного общего образования в сравнении с предыдущей ступенью Причин видится три: Разный ведущий вид психической деятельности учащегося (учение – общение) Разное число учителей (один – много) Глубина изучения предмета в основной школе требует формирования предметных умений
Вопрос: Можно ли преодолеть выявленные сложности? Приведённые причины проблем с формированием УУД в основной школе носят объективный характер Для минимизации влияния указанных причин на формирование УУД необходимо учитывать их объективный характер и не требовать невозможного от конкретного учителя и школьного коллектива (убрать волюнтаристическую составляющую)
Вопрос: Что же требовать, если нужно выполнять ФГОС? Для целенаправленного формирования УУД необходимо вести работу по двум направлениям: Требовать от учителя предметника выделять в КТП темы, носящие межпредметный характер, и оценивать деятельность учителя по этим темам Широко развивать надпредметные направления в школе, в особенности, проектную деятельность, а также проводить независимые замеры сформированности УУД в начале и в конце учебного года (например, по материалам МЦКО)
Общий вывод Для выполнения требований ФГОС необходимо создать общегородскую «шкалу» сформированности УУД «Шкала» должна учитывать объективные трудности и реальные возможности школ г. Москвы по формированию УУД на ступени основного общего образования На базе МЦКО необходимо разработать методические рекомендации по формированию УУД на предметном и общешкольном уровнях с описанием подходов к измерению
Спасибо за внимание