Подпрограмма Составитель : Г. В. Красковская Н. Г. Шапошникова Г. В.
I. Пояснительная записка II. Обоснование проблемы и пути её решения III. Общие задачи воспитания школьников как Граждан своего Отечества IV. Принципы построения программы V.Содержание программы VI. Заключение VII. Библиография VIII. Приложение
Я - гражданин России Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности – в идеологии, политике, культуре, экономике, экологии и т.д. Патриотизм представляет собой своего рода фундамент общественного и государственного здания, опору его жизнедеятельности, одно из главных условий эффективного функционирования социальных и государственных институтов. В современных условиях развития нашего общества, глубокие перемены, происходившие в жизни России, повлияли на ослабление внимания к патриотическому воспитанию подрастающего поколения. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, цинизм, не мотивируемая агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Это вызывает беспокойство за будущее России. Ведь очевидно, что судьба страны в полной мере зависит от развития общества, основу которого составит поколение молодых людей. Выход из этого положения возможен в формировании активной жизненной позиции молодого поколения, приобщение его к нравственным, духовным ценностям современного мира, возрождением традиций нашей страны. Задачи гражданско-патриотического воспитания педагогический коллектив решает через реализацию программы «Я – гражданин России». Цель программы – создание условий для воспитания патриотов России, толерантных граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу. Для того, чтобы воспитанники с ограниченными возможностями здоровья были способны самостоятельно жить, соблюдая нормы общественного поведения и принося пользу обществу.
Новое время порождает и новые проблемы, уже в который раз испытывающие на прочность российскую систему образования. Миф о всесилии рынка привёл к перекосам в жизнедеятельности школ. Под влиянием возросшего прагматизма деформируются сами цели образования, которые сводятся к накачке молодого поколения информацией и к выработке навыков, обеспечивающих деловой успех. Что же до высоких нравственных принципов, то вопрос решается просто - нравственно то, что приносит доход. Пропагандируется «детоцентризм», ведущий к уменьшению роли педагога. Ему сегодня отказано в активной позиции, ибо ребёнок провозглашён исключительно субъектом собственного развития. Задача учителя состоит будто бы в том, чтобы создавать условия для свободного, самостоятельного развития ученика и выступать в роли консультанта или в роли посредника между учеником и учебником. В среде учащихся протекают процессы, ранее неведомые школе: мощное расслоение детей по социальному признаку, появление детей нового типа - школьников - «детей дикого рынка». Но самой острой проблемой не только школы, семьи, но и всего общества и государства, о которой давно с тревогой и болью говорят все, следует считать проблему воспитания новых поколений россиян. Разгром прежней идеологической базы образования, отказ от старой системы ценностей, деполитизация и деидеологизация школы, проведённые поспешно и непрофессионально, - всё это привело практически к отказу от воспитания как целенаправленного педагогического процесса. Общественному сознанию навязывается идея самотёка в воспитании. Всё это привело к резкому росту детской преступности, беспризорности, разрушению нравственных ориентиров. Возрастает роль школы и семьи. Воспитание гражданина начинается в семье. Родители являются первыми наставниками ребёнка в становлении его как гражданина. Через семью ребёнок осознаёт свою причастность к большой и малой Родине, знакомится с традициями и культурой народа, представителем которого является он сам и его родители. В семье ребёнок осваивает свой родной язык. Семья оказывает влияние на детей своим образом жизни. «Рыночный образ жизни» семьи накладывает свой отпечаток на воспитание детей в семье.
Изменился состав семьи. Гораздо больше стало однодетных и малодетных семей. Снижается влияние старшего поколения на младшее или вообще остаётся невостребованным накопленная за долгие годы жизни мудрость и жизненный опыт старшего поколения. Значительно утрачены традиции народной педагогики Возрастающие социальные и экономические трудности: низкая заработная плата и несвоевременная её выдача, полная или частичная безработица и необеспеченность во многих семьях необходимого прожиточного минимума, - всё это, мягко говоря, снижает эффективность семейного воспитания. Одним из путей повышения эффективности воспитания детей является совместная работа школы и семьи. Разрушение прежней воспитательной системы привело к возникновению «чёрной дыры». Назрела острая необходимость создания новой воспитательной системы, адекватной новому времени. Новая воспитательная система должна быть ориентирована на воспитание Гражданина. Воспитание Гражданина Отечества является объективной необходимостью. Эта необходимость вытекает из видения конечных целей педагогического процесса, когда результатом его становится гражданин, «обладающий гарантированной государством совокупностью прав и обязанностей, приверженный идеалам демократии, идеям социального партнёрства, уважающий национальные и личностные свободы как окружающих, так и свои; гражданин, для которого приоритетным становится уважение к законам государства; гражданин, которого характеризует способность к разнообразной и продуктивной деятельности на благо общества и государства, на благо личности. (А. С. Гаязов).
Воспитание Гражданина является общей целью образовательной системы России. Эта цель нашла отражение в Законе РФ «Об образовании». Воспитание гражданственности является одним из основных принципов государственной политики в области образования (ст. 2). Анализ педагогических исследований и практики гражданского воспитания учащихся свидетельствует о возрастающем интересе к проблеме формирования гражданина. Значительный интерес к этой проблеме проявляют развитые демократические страны Европы и Америки. Воспитание Гражданина осуществляется в процессе гражданского образования. Существуют разные подходы к гражданскому образованию, которое рассматривается: 1) как комплексная часть социальных наук; 2) комплексная дисциплина, выходящая за рамки социальных наук. В качестве основных направлений гражданского образования зарубежные учёные выделяют политическое воспитание, правовое обучение, воспитание уважения к правам человека и ответственности перед обществом, экологическое образование и воспитание культуры межнационального общения. В США разработаны национальные стандарты по граждановедению, которые направлены на усвоение учащимися ценностей американского общества, формирование гражданских качеств. В австрийской школе большое внимание уделяется политическому образованию, в основе которого лежит понимание насущных проблем человечества. В условиях современного этапа российского общества, его ориентации на построение правового демократического государства зарубежный опыт гражданского образования активно изучается и осмысливается авторами - разработчиками учебных программ и пособий, особенно по социальным дисциплинам.
У истоков гражданского образования в России стоял В. А. Сухомлинский. Однако целенаправленное изучение « граждановедческих дисциплин » в нашей стране началось с 1990 года, когда в школе началось преподавание « Граждановедения ». Программа учебного предмета была разработана группой научных сотрудников под руководством Я. В. Соколова. Целью курса стало создание условий для развития гражданских качеств личности школьника и её самоопределения в реальной социально - экономической ситуации через формирование нравственной, политической и правовой культуры. Курс заложил основы формирования российского граждановедения и является стержневым для развития системы гражданского образования и воспитания в отечественной школе, понимаемого как этико - политико - правовое образование и воспитание. В настоящее время разрабатывается содержание граждановедения в начальной школе. Профессором А. И. Лазаревым разработан курс « Народоведение » для учащихся начальной школы. Во классах начато преподавание прав человека. Систему гражданско - правового образования в классах завершают обществоведческие курсы : « Мир человека », « Введение в социологию », « Экономика », « Политика и право ». Своеобразие воспитания в коррекционной школе, специфика его форм и методов не изменяет общей социальной направленности воспитания в этой щколе, где оно, как и в любой другой школе, должно соответствовать основным принципам гражданского воспитания. Для выпускников коррекционных школ, вступающих в самостоятельную жизнь гражданское воспитание ограничивается практически только рамками школы. В силу их ограниченных интелектуальных способностей нужно ориентироваться на раскрытие наиболее значимых понятий и норм гражданского воспитания. Многие из особенностей работы массовых школ могут и должны быть использованы в работе с умственно отсталыми детьми.
Успешность осуществления решения задач гражданского образования в школе во многом зависит от принципов построения системы. Ведущим принципом такого построения должен являться принцип народности. «Есть одна только общая для всех прирождённая наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью... Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа... » - писал К. Д. Ушинский в статье «О народности и общественном воспитании». Особую значимость в воспитании Гражданина имеет личностный подход. Организуя внеклассные мероприятия в коррекционной школе нельзя занижать возможности детей. Постоянное изучения индивидуальности воспитанника, учет его возможностей и особенностей лежат в основе определения наиболее эффективных приемов воспитания как групп детей, так и каждого из них. Подчеркнуть необходимость спокойного, доброжелательного тона, деловитости и непосредственного разумного участия воспитателя в действиях детей Личностный подход предполагает знание не только личности школьника, но и всех отношений, воздействующих на него. Личностный подход в воспитании - это не пассивное приспособление педагога к особенностям ученика, а активные поиски наиболее эффективных путей воспитательного воздействия на него с учётом личностных качеств. Особенностью воспитания Гражданина нашего Отечества является его многонациональный характер. Учёт национальных особенностей в гражданском воспитании имеет особое значение. Этот учёт предполагает приобщение учащихся к национальным культурам и историческим традициям народов. Принцип народности, учёт национальных особенностей в гражданском воспитании осуществляется через деятельное участие школьников. Воспитание в деятельности и через деятельность является основой воспитательного процесса. Деятельность по воспитанию Гражданина может быть самой разнообразной, например, с использованием фольклора (посиделки, вечера, театр и т.д.). Гражданскую направленность должна носить и трудовая деятельность школьников. Одним из основных начал воспитания Гражданина представляется воспитание человека-труженика, основным качеством которого является трудолюбие. Осознание труда как условия развития человека и общества лежит в основе осознания себя как гражданина Отечества. Особо следует обратить внимание на деятельность учащихся по изучению конституционного механизма нашего общества: дискуссии, вечера, творческие работы и т.д.
Так или иначе качественные особенности в воспитании Гражданина оказывает среда. Средовой подход в воспитании гражданственности характеризует особенность этого процесса. Окружение школы ( предприятия, памятники истории и культуры, театры, и т. д.) должно « работать » на воспитание гражданственности. Взаимодействие школы со средой, включение учащихся в жизнь района определяет характер деятельности по воспитанию гражданственности. Человека воспитывает всё. Но главной воспитательной силой является школа. В ней осуществляется целенаправленный педагогический процесс. Этот процесс осуществляют специально подготовленные люди, он является управляемым процессом.
Формирование гражданина свободного демократического государства, которого характеризуют совокупность общественно значимых качеств личности, в числе которых развитый гражданский долг и ответственность, уважение и принятие прав и обязанностей демократического общества, уважение к его законам - ведущая цель всей воспитательной системы. Но это стратегическая цель. Тактические цели определяются с учётом условий и задач воспитательного процесса. Тактические цели выступают дополняющими сущность генеральной цели. Признавая формирование гражданина как цель воспитания, необходимо определиться с направлениями этой работы.
1. Мировоззренческая подготовка молодёжи, определение смысла жизни, ценностного отношения к собственной жизни. Гражданское воспитание строится на определённой совокупности идеалов, ценностей. Мы считаем, что общечеловеческие ценности могут стать системообразующим фактором воспитания каждого школьника как Гражданина Отечества. Человек - абсолютная ценность, высшая субстанция, « мера всех вещей ». Это общее понятие необходимо превратить в реальные жизненные ориентиры каждого ученика. Прежде всего, самому учителю необходимо уяснить педагогический смысл этого понятия. Это поможет правильно выбрать направления и формы работы с учащимися ( проблемные семинары, обсуждения литературных источников и т. д.). Для этого можно использовать все учебные предметы. Большое значение имеет систематический показ роли человека в развитии общества. Ознакомление с научными достижениями и подвигами отечественных учёных способствует формированию у учащихся нравственного идеала, воспитанию у них гражданских качеств. Гуманитарные знания как совокупность всех знаний о человеке, нормах его отношения к окружающему миру представляют собой важнейший источник целенаправленного формирования гражданина, его взглядов, убеждений и идеалов. Среди гуманитарных предметов важнейшая роль принадлежит истории отечества, которая, в известной мере, является комплексным предметом, включающим элементы обществоведения, демографии, права, экономики. Она создаёт фактологическую базу для понимания « обществоведческой » картины нашего государства. В целом же все гуманитарные предметы формируют обществоведческую культуру личности школьника. 2. Важной задачей воспитания гражданина является приобщение школьников к законам государства, раскрытие объективной необходимости их выполнения, формирование гражданской ответственности. Решение этой задачи способствует развитию потребности в гражданских действиях. Осуществляется это через участие школьников в различных видах обществоведческой деятельности, в политической и социально - экономической жизни района, города. 3. Приобщение учащихся к культуре своего отечества, народа, формирование потребности в высоких культурных и духовных ценностях - ещё одна задача воспитания гражданина. Решение этой задачи тоже осуществляется через различные виды деятельности школьников. Но прежде всего через содержание учебного материала по всем предметам с акцентом на тот огромный вклад, который внесли отечественные учёные, деятели науки, культуры в развитие мировой культуры, науки. Культура - великое богатство, накопленное человечеством в сфере духовной и материальной жизни людей, высшее проявление творческих сил и способностей человека. Становление человека как гражданина должно быть культурособразным. Учитель должен помочь своим ученикам понять роль и значение отечественной культуры в развитии мировой. При этом надо иметь ввиду, что одна из главных особенностей русской национальной культуры - её высокая духовность.
4. Формирование общечеловеческих ( народных ) норм морали ( доброта, взаимопонимание, терпимость и т. д.). Эта задача отражает необходимость формирования качеств, без которых не может быть подлинного гражданина. Доброта - качество человека, выражающее его способность и стремление делать людям добро. 5. Развитие внутренней свободы, способности к объективной самооценке и регуляции в поведении, чувства собственного достоинства, самоуважения. Решение этой задачи направлено на формирование чувства свободы, гражданского и человеческого достоинства личности. К сожалению, понятие свободы зачастую ассоциируется лишь со свободой предпринимательства, чувством некоторой освобождённости от выполнения прав и обязанностей, от выполнения законов и правовых установлений государства. 6. Воспитание трудолюбия как высокой ценности в жизни, развитие потребности в творческом труде - составная задача общей системы воспитания гражданина. Труд - основа человеческого бытия. Человек трудиться не только для того, чтобы заработать. Он трудиться, потому что он человек, потому что именно сознательное отношение к труду отличает его от животного, наиболее естественно выражает его природную, человеческую сущность. Проявлением любви к Родине и Труду как главным морально - этическим ценностям является патриотизм и трудолюбие. Трудолюбие как качество личности обусловливает социально - личностно - нравственное и экономически ответственное поведение человека, что присуще гражданину Отечества. Трудолюбие есть неотъемлемый признак гражданственности.
А ) Осознание труда как условия развития человека и общества, как основного средства в достижении жизненного успеха. Б ) Осознание своих трудовых прав и обязанностей как человека и гражданина России. В ) Уважение к людям труда. Проявление честности, порядочности, ответственности. В. А. Сухомлинский писал, что « чувство гражданской значимости труда - это наряду с радостью познания, освоения мира очень сильный эмоциональный стимул, одухотворяющий нелёгкий труд... Один из тончайших секретов воспитания - суметь увидеть, найти, открыть гражданское начало труда ». Гражданская направленность трудолюбия определяет его высокую социальную значимость, помогает человеку осознать себя гражданином своей страны, осознать свои трудовые права и обязанности как человека и гражданина. России, свою причастность к большой и малой Родине, её трудовым традициям и трудовой культуре. Трудовое обучение является одним из наиболее эффективных средств коррекции недостатков развития умственно отсталых детей. Процесс трудового обучения представляются благоприятные возможности для формирования моральных качеств воспитанников, прежде всего положительное отношение к труду, к общественному имуществу. А так же таких качеств личности как : целеустремленность, желание довести начатое дело до конца, умение действовать в соответствии с поставленной задачей, аккуратность, коллективизм и другие качества. Работа по организации общественно – полезного труда и самообслуживания детей должна носить ярко выраженный коррекционный характер. Ценность гражданской направленности трудолюбия заключается в следующем : - воспитание трудолюбия подчиняется ориентации на подготовку современного труженика, человека труда своей страны ; - успешнее решается проблема профилактики безработицы среди молодёжи, ибо человек глубоко осознаёт необходимость своего труда для Отечества ; - повышается ответственность за молодое поколение у коллективов, а у молодёжи формируется чувство ответственности за свой труд, а также чувство социальной защищённости от возможной нетрудоустроенности ; - решается проблема формирования национальных рабочих кадров, снижается « утечка мозгов и рук ». 7. Воспитание и развитие потребности в здоровом образе жизни, быть хорошим семьянином, жить счастливо - ещё одна важная задача гражданского воспитания школьников. Здоровье - самая главная ценность для человека. Нельзя сказать, что нездоровый человек не является полноценным гражданином, но никто не будет оспаривать и то, что « твоим здоровьем Родина сильна ». Решая эту задачу, многое предстоит сделать по воспитанию семьянина. Ребёнок должен осознать историю своей семьи как часть истории народа, изучать образы и деяния своих предков, заботиться о продолжении рода, сохранении и умножении его добрых традиций. Таковы общие задачи воспитания школьников как Граждан своего Отечества. Следует заметить, что любая задача как цель определённой деятельности даётся в определённых условиях и требует для своего решения применения адекватных к эти условиям средств, форм организации. Особенно актуально это замечание в коррекционных школах.
Любая программа в коррекционной школе должна строиться на принципах построения коррекционно – развивающей работы. Наша глобальная цель – научить ребенка мыслить. Мыслительный процесс состоит из ряда операций : - абстрагирования - обобщение - анализ - синтез - сравнение - классификация Только осознанность мыслительного процесса обеспечивает его управляемость, контроль за ходом мысли, выявление и исправление ошибок и нарушений в протекании умственных действий. Принципы построения коррекционно – развивающей программы. 1) Осознание школьниками мыслительного процесса. 2) Разнообразие используемого коррекционно – развивающего материала. Выбор содержания : материалов, понятий фраз, текстов. 3) Развитие основных ( базовых ) мыслительных операций и важнейших интеллектуальных умений. Выбор тех умственных действий и мыслительных операций, которые следует выполнять в заданиях. 4) принцип постепенности, плавного перехода от простого к сложному. 5) принцип индивидуализации – означает, что полнота коррекционной работы с каждым ребенком или с группой будут зависеть от особенностей умственного развития детей, от темпа усвоения знаний. Для детей с пониженной обучаемостью нужны более развернутые объяснения, многократный возврат к уже пройденному. 6) Необходимость организации совместной деятельности ребенка и взрослого. Проговариваемые способы решения заданий в форме диалога должны выступать основой умственного развития детей. 7) Желательность организации совместной деятельности детей. Формы коррекционно развивающей работы - фронтальная, групповая, индивидуальная.
Цель гражданского воспитания – формирование гражданского сознания. Общепринято выделение в сознании трех компонентов : знание, отношение и деятельность. Эта трех компонентность используется мной и в структуре построения данной программы. Первый компонент : - Знание человеком фактов культуры, истории, которые он воспринимает, как факты, события нашей, своей истории, культуры ( Я – знаю !). С целью формирования знаний истории и культуры России и малой Родины рекомендую следующие классные часы. « Государственные символы в истории России » « Отчизны верные сыны » « Полководцы России » « Награды Родины » « Россия в освоении космоса » « Золотое кольцо России » « Театры Родины » и тд. Второй компонент ( главный системообразующий ) Положительное отношение к определенным фактам истории и культуры (« Я горжусь, я одобряю такие – то события ») « Юрий Гагарин – первый космонавт мира » и др. Третий компонент ( деятельный ) Это готовность участвовать в деятельности по развитию культуры, жизни в нашей стране ( позиция « Я готов, настроен действовать на благо нашей страны.
Культивирование гражданственности в разных видах деятельности способствует его эффективности. К основным видам деятельности, имеющих значимое влияние на воспитание Гражданина, можно отнести : аудиторную, кружковую, краеведческую, поисково - исследовательскую, экологическую, правоохранительную, патриотическую, общественно - политическую. Значимое место в гражданском воспитании занимает искусство, художественная деятельность учащихся. Воспитательный аспект их в гражданском воспитании очевиден. Цель не в том, чтобы обучить школьников художественному « ремеслу », а в том, чтобы дать образное видение мира, воспитать нравственные качества человека - гражданина. Гражданское воспитание школьников в процессе обучения осуществляется через разнообразие методов. Творческим исполнением жизни называют игру. Отсюда вытекает основной критерий педагогической ценности игры в гражданском воспитании : игра имеет тем большую ценность, чем больше она способствует свободному проявлению и развитию самодеятельности учащихся, проявлению их гражданских качеств. Несмотря на различия, все виды детских игр с педагогической точки зрения, воспитания гражданственности имеют много общего. Их воспитательный потенциал зависит, во - первых, от содержания познавательной и нравственной информации, заключённой в сюжетах игры ; во - вторых, от того, каким героям подражают дети ; в - третьих, он обеспечивается самим процессом игры как деятельности, требующей достижения цели, самостоятельного нахождения средств, согласования действий с партнёрами, самоограничения в процессе достижения успеха, проявления определённых гражданских качеств. При организации любого мероприятия, направленного на воспитание тех или иных гражданских качеств, нужна чёткая его целенаправленность. Кардинальной перестройки с целью решения задач гражданского воспитания требуют содержание и организация труда в школе. Труд - это жизнедеятельность человека в обществе. Труд школьника имеет особую значимость. Эта значимость кроется в его воспитательном аспекте. Неограниченные возможности для гражданского воспитания имеет дополнительное образование, которое позволяет ученику реализовать себя как личность, проявить свои индивидуально - творческие способности, даёт уверенность ребёнку в своих силах, повышает степень гражданской устойчивости. В этом плане можно указать на роль школьных музеев, музейно - краеведческую работу в целом. Большими воспитательными возможностями в плане гражданского воспитания обладает хорошо организованная музейно - краеведческая работа учащихся, отвечающая их запросам и возрастным возможностям.
Воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения, функционально грамотный гражданин – это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие гражданственность предполагает освоение и реализации ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному кар, Отечеству, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитывать деятельного гражданина своей родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения – это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно - нравственного и правового долга. Главное в программе « Я гражданин России » - системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно исторический опыт путем вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности. Программа используется в школе со 2- го по 11- й класс. Она включает в себя 5 направлений, связанных между собой логикой формирования гражданина России
1. « Я И Я » ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОТНОШЕНИЯ К СЕБЕ ЗАДАЧИ : МЛАДШЕЕ ЗВЕНО " Я И Я " - формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность ; - воспитывать у детей понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома, общественных местах ; - формировать потребность к самообразованию, воспитанию своих морально - волевых качеств. Предполагаемый результат деятельности : высокий уровень самосознания, самодисциплина, понимание учащимися ценности человеческой жизни, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию. Мероприятия по реализации воспитательной программы 1. " Кто я ? Какой я ?" ( беседа ). 2. " Мой режим дня " ( беседа ). 3. " Мое хобби " ( беседа ). 4. " Хочу и надо " ( беседа ). 5. " Послушаем, что скажут о тебе другие " ( беседа ). 6. " Добро и зло " ( диспут ). 7. " Чью старость ты утешил " ( беседа, опрос ). 8. " Урок милосердия и доброты " ( беседа ). 9. " В здоровом теле здоровый дух " ( беседа ). 10. " Урок вежливости " ( беседа ).
СРЕДНЕЕ ЗВЕНО " Я И Я " СТАРШЕЕ ЗВЕНО " Я И Я " 1. " Познай себя " ( тест ). 2. " Мой сосед по парте " ( разговор, диспут ). 3. " Чистота - залог здоровья " ( разговор, диспут ). 4. " Кто я ? Какой я ?" ( беседа ). 5. " Хочу и надо " ( беседа ). 6. " Урок милосердия и доброты " ( беседа ). 7. Внимание - наркомания ! ( беседа ). 8. " Пить и курить - здоровью вредить !" ( беседа + выставка рисунков ). 9. " День здоровья " ( развлекательное мероприятие 1. " Послушаем, что скажут о тебе другие " ( диспут ). 2. " Каким я был, каким я стану " ( беседа ). 3. " Береги здоровье " ( беседа ). 4. " Мои друзья, мои враги " ( беседа ). 5. " Правила счастливого человека " ( практикум ). 6. " Уроки доброты " ( беседа ). 7. " Наркотикам - нет !" ( беседа + выставка рисунков ). 8. " Вредные привычки " ( беседа ). 9. " Как поступать нельзя " ( беседа ). 10. " Беседа о дружбе " ( беседа ).
2. « Я и семья » Формирование гражданского отношения к своей семье Задачи : - формировать уважение к членам семьи ; - воспитывать семьянина, любящего своих родителей ; - формировать у детей понимание сущности основных социальных ролей : дочери, сына, мужа, жены. Предполагаемый результат деятельности : - сформировано представление о том, что настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, благородством. - сформировано представление о том, что настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать ; - сформировано представление о том, что настоящие сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье Мероприятия по реализации воспитательной программы
МЛАДШЕЕ ЗВЕНОСРЕДНЕЕ ЗВЕНО 1. « Я и моя семья » ( конкурс стихов и рисунков ) 2. « Только раз в году » ( развлечение для именинников ) 3. « Что означает моё имя » ( беседа ) 4. « День пожилого человека » ( сочинения, рисунки, стихи ) 5. « День матери » ( праздник ) 6. « Что значит быть хорошим сыном » ( диспут ) 1. « Я и моя семья » ( выставка фотографий и сочинений ) 2. « Золотые бабушкины руки » ( конкурс стихов ) 3. « Забота о родителях - дело совести каждого » ( диспут ) 4 « Славим руки матери » ( праздник ) 5. « Семейные традиции » ( беседа ) 6. « Моя родословная » ( беседа и выставка рисунков ) 7. « Я и мой старший брат, сестра » ( беседа ) 8. « Я в ответе за младших в семье » ( беседа )
1. « Наша история в семейном альбоме » ( вечер вопросов и ответов ) 2. « Традиции в моей семье » ( беседа ) 3. « Дети + родитель + воспитатель » ( совместный вечер ) 4. « День матери » ( праздник ) 5. « Уважай старость » ( беседа ) 6. « Моя будущая семья » ( беседа, опрос ) 7. « Дружба, любовь » ( беседа )
3. « Я И КУЛЬТУРА » ФОРМИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ К ИСКУССТВУ ЗАДАЧИ : МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ : - воспитывать у школьников чувство прекрасного, развивать их творческое мышление, художественные способности, формировать эстетические вкусы, идеалы ; - формировать понимание значимости искусства в жизни каждого гражданина. Предполагаемый результат деятельности : умение видеть прекрасное в окружающей жизни, участие в художественной самодеятельности 1. « Школьная звездочка » ( танцевально - музыкальный конкурс ). 2. « Осенний бал » ( праздник ). 3. « Учительница первая моя » ( день воспоминаний + выставка рисунков ). 4. « Красота в природе и искусстве » ( беседа ). 5. « Мои музыкальные пристрастия » ( беседа ). 6. « Новый год » ( праздник ). 7. « Колядки » ( вечер развлечения ). 8. « День театра » ( беседа ) 9. « Стартин » ( танцевальный конкурс ). 10. « Фестиваль военной песни » ( музыкальный конкурс ).
4. « Я И ШКОЛА » ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ШКОЛЕ. ЗАДАЧИ : МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ : - формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе. - воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность, формировать готовность школьников к сознательному выбору профессии ; - воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения ; - вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний, в укреплении своего здоровья ; - воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы. Предполагаемый результат деятельности : осознание учеником роли знаний в жизни человека, овладение этикой взаимоотношений « ученик – учитель », « ученик - ученик », выполнение распорядка работы школы и возложенных на учащегося обязанностей, умение пользоваться правами ученика, выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу. 1. « Праздник первого звонка » ( праздник ). 2. « Мой школьный дом » ( экскурсия по школе ). 3. « Правила поведения в школе ( беседа ). 4. « Моя школа » ( конкурс сочинений и рисунков ). 5. « Наши школьные обязанности » ( беседа ). 6. « День учителя » ( праздник ). 7. « Дом, в котором мы живем » ( беседа ). 8. « Библиотеке – нашу помощь » ( практикум ). 9. « Уютный класс » ( смотр классных комнат ). 10. « Традиции нашей школы » ( беседа ). 11. « Родная школа в лицах » ( фотовыставка ). 12. « Мои права и обязанности » ( беседа ). 13. « Праздник последнего звонка » ( праздник ). 14. « Школьная мода » ( фотовыставка причесок, формы, костюмов ).
5. « Я И МОЕ ОТЕЧЕСТВО » ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ОТЕЧЕСТВУ ЗАДАЧИ : МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ : - развивать общественную активность учащихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости ; - воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну. Предполагаемый результат деятельности : убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко - культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества 1. « Профилактика правонарушений » ( беседа ) 2. « Права несовершеннолетних » ( беседа ) 3. « Встреча с известными людьми района » ( беседа ) 4. « Моя Родина – Россия !» ( конкурс рисунков ) 5. « Мой взгляд » ( правовая игра ) 6. « Символы России » ( праздник ) 7. « Мой выбор » ( профессиональное ориентирование ) 8. « Я и политика » ( диспут ) 9. « Преступление и наказание » ( встреча с представителями правоохранительных органов ) 10. « Школа – территория закона » ( беседа )
11. « Города - герои » ( беседа ) 12. « Памятники города Новошахтинска » ( экскурсия ) 13. « Моя малая Родина » ( беседа ) 14. « Я горжусь продукцией местных производителей » ( беседа ) 15. « Мои земляки » ( беседа ) 16. « День славянской культуры и письменности » ( праздник ) 17. « Я гражданином быть обязан » ( праздник ) 18. « Возрождение России » ( беседа ) 19. « Наши современники » ( беседа ) 20. « Тихая моя Родина » ( беседа ) 21. « Гражданское множество – трагедия Чернобыля » ( беседа ) 22. « Овеянный славой флаг наш и герб » ( беседа ) 23. « Торжественное вручение паспортов » ( праздник ) 24. « Меценаты России » ( беседа ) 25. « Покров – батюшка » ( развлечение ) 26. « Масленица » ( праздник ) 27. «8 марта » ( праздник ) 28. « Космонавтика – звездный час России » ( круглый стол ) 29. « День Защитника Отечества » ( праздник ) 30. « Твои гражданские права » ( беседа ) 31. « Имена путешественников на нашей карте » ( беседа )
6. « Я И ПЛАНЕТА » ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ ЗАДАЧИ : МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ - воспитывать понимание взаимосвязей между человеком, обществом, природой ; - формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей. Предполагаемый результат деятельности : учащиеся должны серьезно задуматься над своим существованием на планете Земля и над тем, как ее сохранить. Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле. 1. « Береги природу – наш дом » ( беседа ) 2. « Природа в произведениях искусства » ( беседа ) 3..» Вот и осень к нам пришла » ( экскурсия в природу ) 4. « Чистая река – чистая совесть » ( экологическая экспедиция ) 5. « День птиц » ( выставка рисунков ) 6. « Покормим птиц » ( изготовление кормушек ) 7. « Природа в поэзии » ( конкурс стихов ) 8. « Вот и зима к нам пришла » ( экскурсия в природу ) 9. « Мы в ответе за тех, кого приручили » ( рассказы детей, диспут ) 10. « День Земли » ( праздник ) 11. « В гости к зеленой аптеке » ( экскурсия в природу ) 12. « Познай свой край » ( беседа ) 13. « Цена хлеба » ( беседа )
В результате исследовательской работы со школьниками были рассмотрены причины политического, духовно – нравственного, морального и экономического кризисов нашего общества. Резкие всплески преступности и насилия, алкоголизма и наркомании – иногда в тяжелые минуты казалось, что Россия теряет государственную самостоятельность. Но, на помощь всегда приходили патриотические традиции, национальная гордость, национальное самосознание. Как и прежде в особо трудные моменты истории страна мобилизовала все силы на решение проблемы. Изучив ситуацию, которая существует в школе, а также особенности воспитательного и образовательного процессов коррекционной школы, можно сделать следующие выводы : Педагоги, полностью осознают проблемы патриотического и гражданского воспитания, стоящие перед школой ; на сегодняшний день существует необходимость разработки каждой школой путей, методов, средств и форм реализации Президентской программы в этом направлении ; школьники понимают, что они являются гражданами России и будущее зависит от них, а без любви к Отечеству, к знанию ее истории, Великой России не построить ; Все выше изложенное приводит, нацеливает на непосредственное взаимодействие всех субъектов учебно – воспитательного процесса, а именно : школы, семьи и общества. В подтверждение всему вышеперечисленному можно привести слова В. Г. Белинского : « В полной мере и здоровой натуре тяжело лежат на сердце судьбы Родины ; всякая благородная личность глубоко осознает свое кровное родство, свои кровные связи с отечеством … Любить свою родину – значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому ».
1. В. Ф. Мачихина. Внеклассная воспитательная работы во вспомогательной школе – интернате. 2. М. К. Акимова и В. Т. Козлова. Психологическая коррекция умственного развития школьников. 3. Е. Д. Худенко и др. Организация и планирования воспитательной работы в специальной ( коррекционной ) школе – интернате. 4. А. Т. Степанищев. История Отечества – преподавание в школе. – М., Политология. Энциклопедический словарь / под ред. Аверьянова Ю. И., М., И. О. Ионов. Цивилизация в истории человечества. Брянск, « Курсив », И. О. Ионов. Российская цивилизация. – М., Л. С. Выгодский. Нравственное воспитание / Пед. психология. – М., В. Д. Сиповский « Родная старина ». – М./ Современник, А. Ф. Никитин, Я. В. Соколов. Граждановедение. – М., Ради жизни на Земле / c оставитель А. Ф. Фоменко. – М., М. А. Кисель. Историческое сознание и нравственность. – М., Гнездовье вьюг / сборник / редактор - составитель Бариев Ю. – Дудинка, Конституция Р. Ф. – М., С. С. Фролов. Социология. – М., Политология. Курс лекций / под ред. Миронова А. В. – М., В. П. Островский, А. И. Уткин. История России / « Дрофа ». – М., И. П. Подласый. Педагогика / кн.2./ « Владос ». – М., С. П. Баранов. Педагогика./ « Просвещение ». – М., И. Ю. Кулагина. Возрастная психология. – М./ « Сфера », Страничка Интернета /Rambler/ Воспитание ru 22. Страничка Интернета /5-ballow / Воспитание ru 23. Страничка Интернета /5-ballow / Военное и патриотическое воспитание 24. Великородная В. А., Жиренко О. Е., Кумицкая Т. М. Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию. 25. Высоцкий В. В. Конспекты бесед по патриотическому воспитанию.
Тексты бесед, праздников, развлечений.