Презентация подготовлена педагогом - психологом ГОУ ЦО 771, г. Москвы ДЕТКОВСКОЙ ОКСАНОЙ ВЛАДИМИРОВНОЙ Профориентационное занятие по курсу Г. В. Резапкиной Урок 23
РАЗДЕЛ 3 СПОСОБНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРИГОДНОСТЬ Урок 23 УРОВНИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ Психология и выбор профессии Урок 23
Главное достоинство труда состоит в том, чтобы он сам по себе был и целью, и средством, чтобы наслаждение было в нем, а не в его результатах. РЕЙХАНИ Амин ибн Фарис ( ) - арабский писатель. Писал на арабском и английском языках. Способности тесно связаны с интересами и склонностями и являются неотъемлемой частью профессиональной пригодности человека.
Записать в тетрадь для конспектов : Урок 23 Наличие профессиональных способностей необходимое, но не достаточное условие успешной профессиональной деятельности. Важное значение имеет здоровье, личные качества, интерес к работе.
Урок 23 Профессиональная пригодность Профессиональные способности ( образование, опыт, навыки ) Здоровье Интерес к работе Личные качества ( отношение к труду, мотивация привычки, черты характера )
Уровни профессиональной пригодности Урок Профессиональная не пригодность к конкретной профессии - когда есть отклонения в состоянии здоровья, несовместимые с работой в той или иной области деятельности. Записать в тетрадь для конспектов:
Различают ПРЯМУЮ и СКРЫТУЮ профнепригодность Урок 23 Прямая профнепригодность видна невооруженным глазом с такими примерами мы, к сожалению, сталкиваемся постоянно. Скрытая профнепригодность не так очевидна специалист может удерживаться на требуемом профессиональном уровне ценой большого нервно - психического напряжения, компенсируя отсутствие одних необходимых качеств другими. Б. Шоу в ресторане подозвал официанта и спросил, играет ли оркестр по заказу. « Конечно », ответил официант. « Тогда отнесите им фунт стерлингов, и пусть они полчаса поиграют в покер ». Б. Шоу в ресторане подозвал официанта и спросил, играет ли оркестр по заказу. « Конечно », ответил официант. « Тогда отнесите им фунт стерлингов, и пусть они полчаса поиграют в покер ».
Уровни профессиональной пригодности Урок Профессиональная пригодность к конкретной профессии - когда у человека нет профессиональных противопоказаний, но нет и выраженных склонностей. Записать в тетрадь для конспектов:
ВАЖНО : Урок 23 Профпригодность может быть относительной в этом случае человек осваивает профессию медленно и с большим трудом. Есть профессии, где относительная профпригодность допустима, хотя и нежелательна. Но в некоторых видах деятельности она недопустима там требуется абсолютная профпригодность.
Уровни профессиональной пригодности Урок Соответствие конкретной профессиональной деятельности – когда у человека есть качества, профессионально важные для данной деятельности, интерес, профессиональное образование. Записать в тетрадь для конспектов:
Уровни профессиональной пригодности Урок Призвание - абсолютное совпадение требований профессии и личностных, физиологических, интеллектуальных особенностей человека, ярко выраженный интерес, граничащий с любовью. Записать в тетрадь для конспектов:
Урок 23 … Находясь на гастролях в Риге, Леонид Утесов зашел к местному портному. - Мне нужно два костюма. Только быстро, по - стахановски, чтобы первый был готов через неделю ! - Я ваших стахановских методов не знаю, отвечал портной, приходите через три дня и забирайте оба ! Утесов опешил от такой дерзости. - Вы, наверное, не поняли. Мне нужны очень хорошие костюмы. Как тот, который на мне. Портной презрительно осмотрел костюм и спросил: Кто вам его шил? -Его шил сам Затирка (знаменитый портной примеч. авт.), гордо отвечал артист. - Я не спрашиваю, как его фамилия, я спрашиваю, кто он по профессии?» парировал портной. Утесов был в восторге от остроумия портного. А через три дня от новых костюмов.
Урок 23 Не каждому дано найти свое призвание. И вовсе не потому, что одни умеют искать, а другие нет. Творцов, профессионалов своего дела во все времена были единицы, и ценились они на весь золота. Если кому - то кажется, что этот уровень для него недоступен, не стоит опускать руки : 1) вы только в самом начале профессионального пути, 2) вы еще не знаете, на что способны, 3) выдающихся успехов эти люди добивались благодаря трудовой мотивации.
Рецептивный, или берущий. Люди этого типа считают, что все им чего - то должны : деньги, работу, любовь, внимание, поэтому они ждут, когда все это к ним придет. Такие люди всегда ищут поддержки, требуют помощи. Они дружелюбны, но беспомощны, зависимы, неспособны принимать самостоятельные решения. Эксплуататорский, или овладевающий. Люди этого типа стремятся использовать ресурсы и возможности других людей в своих целях, действуя силой или хитростью. Им нравятся люди, у которых есть что отнять : работу, идеи, деньги ; а те, у кого уже ничего не осталось, им не интересны. Люди делятся на следующие типы Урок 23 Истоки отношения человека к труду помогает понять классификация, предложенная немецким психологом Э. Фроммом
Стяжательский, или сберегающий. Смысл жизни людей этого типа накопительство и экономия. Они скупы и подозрительны, все измеряют деньгами, поэтому не верят в возможность бескорыстных отношений между людьми. Этот тип описан у Бальзака ( Гобсек ), Пушкина ( Скупой рыцарь ), Гоголя ( Плюшкин ), Чехова ( Ионыч ). Рыночный, или обменивающий. Рыночная личность воспринимает себя и других людей как товар, который можно выгодно продать. Главное в жизни людей этого типа карьера и деньги. Их отличительные особенности честолюбие, пробивные способности, умение ладить с нужными людьми. В последние годы эта модель поведения активно внедряется в сознание людей. Творческий тип личности постигает мир через любовь и разум. Человека творческого типа видит счастье в своей работа. « То, что я делаю, я не назвал бы работой. Это высокое наслаждение, удовольствие, огромная радость, ни с чем не сравнимая », писал о своей работе лауреат Нобелевской премии по физике академик Лев Ландау. Из пяти перечисленных типов только один Фромм называет продуктивным. Как вы думаете, какой ? Обоснуйте свой ответ. Урок 23
Первая демонстрация телеграфа Морзе состоялась в сентябре 1837 года в Нью- Йоркском университете. Забросив живопись и перебиваясь случайными заработками, Морзе упорно продолжает заниматься своим изобретением. И только в 1843 году он получает правительственную субсидию и приступает к строительству 40-мильной телеграфной линии Балтимор-Вашингтон. Сначала решено было прокладывать провод в глубокую траншею, но это было сложно и дорого. Поэтому Морзе принял решение о замене подземного кабеля воздушной линией, которая оказалась экономичной и надежной. Вместо изоляторов на столбах сверкали бутылки. Но еще за семь лет до этого события русский изобретатель Павел Шиллинг добился высочайшей милости на постройку воздушной телеграфной линии между Петербургом и Петергофом. К несчастью, через два месяца после начала работ Шиллинг умер. Его правоту подтвердило время. Сейчас поверхность Земли покрывают миллионы километров воздушных телеграфных линий. (Речицкий В.И., Профессия – изобретатель). Урок 23
Конспект урока 23 УРОВНИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ 1. Наличие профессиональных способностей необходимое, но не достаточное условие успешной профессиональной деятельности. 2. Важное значение имеет здоровье, личные качества, интерес к работе. УРОВНИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ : 1. Профессиональная не пригодность к конкретной профессии - когда есть отклонения в состоянии здоровья, несовместимые с работой в той или иной области деятельности. Урок 23
2. Профессиональная пригодность к конкретной профессии - когда у человека нет профессиональных противопоказаний, но нет и выраженных склонностей. 3. Соответствие конкретной профессиональной деятельности – когда у человека есть качества, профессионально важные для данной деятельности, интерес, профессиональное образование. 4. Призвание - абсолютное совпадение требований профессии и личностных, физиологических, интеллектуальных особенностей человека, ярко выраженный интерес, граничащий с любовью.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Урок , стр , стр Выучить определения из конспекта.
Всем спасибо за внимание !!! Урок 23
Литература : Г. В. Резапкина, Психология и выбор профессии Издательство « ГЕНЕЗИС » (495) (495) Урок 1