Монополизация СМИ как средство и следствие недобросовестной конкуренции Миндрина Александра
Для чего необходима прозрачность СМИ? Рекомендация «О мерах обеспечения прозрачности средств массовой информации»: Прозрачность средств массовой информации необходима для того, чтобы члены общества могли составить свое мнение для оценки информации, идей и мнений, распространяемых средствами массовой информации
В чем заключается монополизация средств массовой информации? Монополизация СМИ, прежде всего, - это сосредоточение СМИ в руках одного субъекта (или малой группы) Монополизация рынка СМИ прямо посягает на конституционное право на информацию и конституционную свободу информации. Посредством такой монополизации какая-то группировка, финансовая или политическая, приобретает возможность путем целенаправленного отбора и формирования информации решающим образом влиять на умонастроения населения. (Б.А. Страшун)
«Происходит огосударствление сферы массовой информации и укрепление в ней позиций крупного государственно ориентированного бизнеса. Местные власти активно концентрируют СМИ в своих руках, сливая их в медиахолдинги. Теряя автономность, пресса превращается в информационного лоббиста». П. Гусев, председатель комиссии Общественной палаты по коммуникациям, информационной политике и свободе слова в СМИ
«Чем быстрее мы сможем отделить такого рода СМИ от государства, тем лучше. Например, в провинции, если СМИ получают деньги от регионального начальства, они начинают обслуживать его интересы и превращаются в рупор одного или нескольких человек. Это реально не очень хорошо». Д. Медведев
Последствия монополизации СМИ: Нарушение свободы средств массовой информации и журналистской деятельности, потере независимости прессы; Воспрепятствование гражданам получения полной и достоверной информации об общественно важных событиях; Нарушение принципа равенства возможностей участников политической борьбы; Как следствие, невозможность полноценного развития других фундаментальных институтов, необходимых для обеспечения политической конкуренции, таких как избирательная система.
Основные формы монополизации СМИ: Государственное обеспечение (и, следовательно, государственный контроль) региональной прессы; Повышение практики заключения договоров на информационное обслуживание между местными органами власти и редакциями газет и телекомпаний (что фактически лишает журналистов свободы писать на темы, связанные с критикой власти).
Борьба с монополизацией СМИ: зарубежный опыт 1.Специализированные нормы, касающиеся информационного рынка: Закон о коммуникациях 1934 г. США, Закон об ограничении концентрации и обеспечении финансовой гласности и плюрализма предприятий печати Франции, Акты о добросовестной коммерции 1973 г. и о коммерческом телевидении 1963 г. Великобритании) 2. Закрепление нормы в Основном Законе: ч. 2ст. 44 Конституции Литовской Республики 1992 года
Борьба с монополизацией СМИ: решения, предложенные Общественной Палатой Проведение в ряде субъектов РФ эксперимента по внедрению различных моделей разгосударствления региональных и муниципальных СМИ и принятие по его результатам федерального закона о порядке разгосударствления СМИ; Осуществление таких мер, как: - отказ от прямого дотирования учреждаемой местными органами власти прессы; - введение конкурсной основы распределения бюджетных средств; - запрет публикации официальной информации в СМИ и создание для этой цели специальных электронных источников общего доступа; -запрет государственным СМИ публикацию рекламы на коммерческой основе; Признание прессы «социально значимым продуктом» и создания условий развития СМИ без государственных трансфертов (налоговые льготы, пониженные тарифы страховых взносов, уменьшение расходов на амортизацию и т.д.).
Еще одна проблема: На сегодняшний момент в России существует только два вида средств массовой информации: коммерческие и государственные
«Принадлежащие государству органы вещания, следует реформировать в первоочередном порядке и предоставить им статус открытых общественных учреждений, пользующихся журналистской и издательской независимостью». (Софийская декларация ЮНЕСКО 1997)
Общественным следует считать вещание: а) предназначенное для общества, б) финансируемое обществом, в) контролируемое обществом. При этом под «обществом» понимается все население страны или региона, которое призвана обслуживать конкретная вещательная организация. (Пояснительная записка к Типовому закону об общественном вещании, разработанному ЮНЕСКО и Международным Союзом Электросвязи)
Признаки Общественного вещания: все общественные телерадиоканалы формируются только на основе специального законодательства любое общественное вещание предусматривает контроль со стороны общества через соответствующие коллегиальные органы, представляющие структуры гражданского общества, и гарантирует вещателю независимость от государства финансирование общественного вещания производится в соответствии с законом и исключает возможность подчинить канал коммерческим интересам. содержание общественного вещания, его программная политика строится на основе объективной информации и стремится удовлетворить интересы самой широкой аудитории
Спасибо за внимание