Повторение по теме «Словообразование»
Цели: воспитательные: бережное отношение к слову, орфографическую зоркость; развивающие: обогащать словарный запас, развивать память, устную и письменную речь, культуру мысли и речи; образовательные: обобщить и углубить полученные знания о словообразовании, совершенствовать навык морфемного и словообразовательного разбора.
Не можешь оторвать глаз от лесенки слов, на которой покоится жизнь с её прошлым, её нынешним пульсом, со взглядом в завтра. В.Песков.
Определите, как образованы эти слова. Лётчик, парашютистка, электровоз, МГУ, приходить, приморский, турпоход, сотрудник. Приставочный суффиксальный прист.-суфф. сложение
Я вышел на опушку и пошёл полем. Трудно было проб…раться по узкой тропинке. Кругом р…сла высокая рожь. Ночная птица низко промчалась и к…с – нулась меня крылом. В тишине глухо раз- давались мои шаги. Но вот на вечернем небе стали заж… - гаться звёзды. Теперь я узнал дорогу и предпол…гал, что через час буду дома.
Вставьте пропущенную букву, расскажите о правилах выбора гласной. Пр…образовать, пр…школьный, пр…успевать, пр…красный, пр…рвать, пр…остановить, пр…одолеть, пр…добрый, пр…выкать, пр…поднять.
Словообразование тесно связано с культурой речи. Сравним однокоренные слова с различными суффиксами и приставками: горд – ость, горд – ын- я, горяч-к-а, горяч-н-ость, об-судить, за-судить, о-своить, у-своить. Гордость – чувство собственного достоинства, горды – ня – непомерная гордость, горячка(разг.) – сильное возбуждение, азарт, горячность – вспыльчивость, обсудить – кого-то, что-то, засудить – человека, освоить - профессию, усвоить – материал.
Составьте и запишите подходящие по смыслу словосочетания из слов левого и правого столбиков, обозначьте суффикс в словах правого столбика юный детский заботливый уютный врач щука барабанчик барабанщик дворик дворник зубастая зубной
Спасибо за работу