Хотя по существу оригами узнали в России всего несколько лет назад, и то в нешироком кругу людей, Толстой оценил это искусство сто лет назад. В 1896 году Толстой в своей известной статье "Что такое искусство" обращается к искусству оригами.
"... одна дама научила меня делать из бумаги, складывая и выворачивая её известным образом, петушков, которые, когда их дёргаешь за хвост, махают крыльями. Выдумка эта от Японии. Я много раз делал этих петушков детям, и не только дети, но всегда все присутствующие большие, не знавшие этих петушков, и господа, и прислуга развеселялись и сближались от этих петушков, все улыбались и радовались: как похоже на птицу эти петушки махают крыльями…»
Тот, кто выдумал такого петушка, от души радовался, что ему так удалось сделать подобие птицы, и чувство это передаётся, и потому. как ни странно сказать, произведение такого петушка есть настоящее искусство.
Оригами было знакомо и сыну Николая II, наследнику престола царевичу Алексею. В 1908 году молодой филолог, выпускник Кембриджа Чарльз Сидней Гиббс был приглашён ко двору в Петербург для преподавания английского языка юным принцессам и царевичу Алексею.
Для того, чтобы завоевать доверие ребёнка, Гиббс прибегнул к хорошо испытанному приёму: начал складывать из бумаги на глазах мальчика разные фигурки. Через совсем короткое время, несмотря на разницу в возрасте, ученик и учитель стали настоящими друзьями, и уроки английского из нудных занятий превратились в веселое времяпрепровождение!