Тема: ЯВЛЕНИЕ СЦЕПЛЕННОГО НАСЛЕДОВАНИЯ. Цели: 1. Изучить сущность явления сцепленного наследования- закона Т. Моргана. Сформировать знания о перекрёсте.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Урок. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование.
Advertisements

Сцепленное наследование генов. I закон Менделя (закон единообразия гибридов первого поколения или правило доминирования ) – при моногибридном скрещивании.
Задача 1 Определить генотипы и фенотипы в F 1 и F 2 от скрещивания гладкосеменных (А) растений гороха с усиками (С), гомозиготного по обоим признакам,
Сцепленное наследование. Сцепленное наследование генов Сцепленное наследование генов не подчиняется законам Г. Менделя. Механизм сцепленного наследования.
Проблема: Разработанный Менделем гибридологический метод изучения наследственности не позволяет установить, гомозиготен или гетерозиготен организм,имеющий.
На уроке мы должны: Познакомиться с гибридологическим методом как основным методом генетики Изучить закономерности наследования признаков, установленные.
Дигибридное скрещивание.Третий закон Г.Менделя.. Вспомним: Что обозначает термин моногибридное скрещивание? Как называется скрещивание, если используемые.
Урок 5 Сцепленное наследование признаков. Закон Моргана.
Тема урока: «Основы генетики» (урок – КВН) 10 – «А»класс.
На уроке мы должны: Познакомиться с гибридологическим методом как основным методом генетики Изучить закономерности наследования признаков, установленные.
Презентация к уроку по биологии (9 класс) по теме: Прзентация к уроку: "Закономерности наследования, установленные Г.Менделем
1. Изучить закон независимого наследования Менделя, углубить знания основных понятий генетики. 2. Развивать умение пользоваться генетической символикой;
Тема урока: Сцепленное наследование генов... Ген Признак Альтернативный признак Доминантный признак Рецессивный признак Аллельные гены Локус Гомологичные.
Пименов А.В. Тема: «Сцепленное наследование. Закон Моргана» Тема: «Сцепленное наследование. Закон Моргана» Задачи: o Изучить особенности наследования генов,
дигибридным дигетерозиготными три- и полигетерозиготными Скрещивание, при котором родительские формы отличаются по двум парам альтернативных признаков.
План. 1)Введение 2)Законы Грегора Менделя 3)Условия выполенения законов Менделя 4)Закон Т. Моргана 5)Аллели. Аллельные и неаллельные гены. 6)Группы крови.
Что представляет собой моногибридное скрещивание? Скрещивание особей отличающихся по двум признакам. Скрещивание особей отличающихся по одному признаку.
Дигибридное скрещивание- это скрещивание форм отличающихся друг от друга по двум парам альтернативных признаков.
Основы Генетики. Кто такой Грегор Мендель? Грегор Мендель ( )-выдающийся чешский ученый. Основоположник генетики. Впервые обнаружил существование.
Законы Грегора Менделя. Задачи урока: -Познакомиться с опытами Г.Менделя -Изучить закономерности наследования: единообразие гибридов первого поколения,
Транксрипт:

Тема: ЯВЛЕНИЕ СЦЕПЛЕННОГО НАСЛЕДОВАНИЯ. Цели: 1. Изучить сущность явления сцепленного наследования- закона Т. Моргана. Сформировать знания о перекрёсте хромосом и перекомбинации генов как пути повышения наследственной изменчивости организмов и эффективности естественного отбора для эволюции. 2. Развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности в процессе изучения выдающихся достижений биологии. 3. Воспитание уверенности в своих силах, культуры мышления, уважения к мнению оппонента.

ПРОВЕРЬ СЕБЯ. Допиши 1 закон Менделя: При моногибридном скрещивании у гибридов F1 проявляются …………… Допиши 2 закон Менделя: В потомстве, полученном от скрещивания гибридов первого поколения наблюдается явление расщепления: ……………………………

ПРОВЕРЬ СЕБЯ. Допиши 3 закон Менделя: При дигибридном скрещивании у гибридов каждая пара признаков наследуется …………………

Г. Мендель исследовал семь разных морфологических признаков у гороха: - семена гладкие или морщинистые; -семядоли жёлтые или зелёные; -семенная кожура белая или серая; -бобы гладкие или с перехватами; -зрелые бобы зелёные или жёлтые; -цветы пазушные или верхушечные; -оси соцветий короткие или длинные Много лет спустя было установлено, что диплоидный набор у этого растения- 2п-14. Что, сам того не подозревая, выяснил Мендель в отношении локализации семи генов, определяющих исследованные им признаки? Какое значение имела эта необычная ситуация?

ЯВЛЕНИЕ НЕЗАВИСИМОГО НАСЛЕДОВАНИЯ. Закон Менделя о независимом комбинировании признаков основан на том, что гены, относящиеся к разным аллелям, размещены в разных парах гомологичных хромосом. А С ДЕ В А В С Д Е F F G G

ПОДУМАЙТЕ. У душистого горошка два признака – форма пыльцы и окраска цветков – не дают независимого распределения в потомстве: потомки оставались похожими на родителей. Каковы причины этого? Почему принцип независимого распределения в потомстве и свободного комбинирования распространяется не на все гены? А В С Д Е Н

ЯВЛЕНИЕ СЦЕПЛЕННОГО НАСЛЕДОВАНИЯ. Гены, локализованные в одной хромосоме, наследуются совместно, или сцепленно. (закон Т. Моргана) Группы генов, расположенных в одной хромосоме, составляют группу сцепления. Сцепленные гены расположены в хромосомах в линейном порядке. Число групп сцепления соответствует гаплоидному набору хромосом.

Т. Морган продолжил те генетические исследования, которые начал Мендель, а после него- многие учёные. Он обобщил многие исследования, заложил основы хромосомной теории наследственности, открыл закон сцепленного наследования признаков.

РЕШИТЕ ЗАДАЧУ. Определите, какие генотипы и фенотипы будут в F1 и F2, если гладкосеменное (А) растение гороха с усиками (С), гомозиготное по обоим признакам, скрещивается с морщинистым (а) растением гороха без усиков (с). Оба гена (форма семени и наличие или отсутствие усиков) локализованы в одной хромосоме.

Проверьте решение. ААСС х аасс АС ас АаСс гаметыАСас АСААССАаСс асАаСсаасс АС ас

Неполное сцепление генов. Причина нарушения сцепления и возникновения новых гамет – кроссинговер – перекрёст и обмен участками гомологичных хромосом в профазе мейоза 1. ПОДУМАЙТЕ, в каких участках перекрёст и обмен генами будет происходить чаще, а где – реже? Почему? А В С Д Е F а в с д е f

ПОДУМАЙТЕ. В каком случае наиболее возможен перекрёст хромосом: Гены а, в и с тесно сцеплены; Гены а, в и с сцеплены, но отдалены друг от друга на расстояние примерно равное 50 единицам картирования; Ген а расположен недалеко от гена в, но на значительном расстоянии от гена с; Гены а, в и с расположены в разных негомологичных хромосомах?

РЕКОМБИНАЦИЯ ГЕНОВ. Чем дальше друг от друга расположены гены в хромосоме, тем выше вероятность перекрёста между ними и тем больший процент гамет с рекомбинированными генами, а следовательно, и больший процент особей, отличных от родителей и служащих материалом для естественного отбора и селекции. Изучив явление сцепления и перекрёста, можно построить карты хромосом с нанесённым на них порядком расположения генов.

Биологическая значимость перекрёста хромосом – перекомбинация генов. В одной хромосоме могут быть неполно сцеплены и полезные и вредные гены, а отрыв их друг от друга даёт отбору возможность сохранить только полезные.

ГЕНЕТИЧЕСКАЯ КАРТА. Карты, построенные с учётом сцепления и перекрёста хромосом, созданы для многих генетически хорошо изученных организмов: человека, дрозофилы, мыши, гороха, пшеницы, дрожжей и др.

ПОДУМАЙ. Некоторая особь, гетерозиготная по трём генам, даёт гаметы только четырёх типов: АВс, аВС, Авс, авС. Сделайте вывод о распределении генов по хромосомам. Изобразите схематично возможное распределение генов на хромосомах. 1)Ас В 2) Ас в аС в аС В

ПОДУМАЙ. 1) Что собой представляет группа сцепления? 2) В результате какого процесса гены, локализованные в одной хромосоме, могут оказаться в разных гомологичных хромосомах? 3) Каково биологическое значение перекрёста хромосом? 4) Объясните важность составления генетических карт.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Параграф 26. *Доп. – «Открытие генетической карты человека».