К вопросу о формировании ключевых компетенций младших школьников Учитель начальных классов МОУ «СОШ 27 с углубленным изучением отдельных предметов» Филимон И.П.
В 2003 году Россия подписала Болонскую декларацию «Зона Европейского высшего образования»
Основанием концепции модернизации российского образования является компетентностный подход, идея формирования ключевых компетенций в учебном процессе.
Понятие компетентность объединяет в себе интеллектуальную и навыковую, мотивационную, этическую, социальную и поведенческую составляющие образования.
Ценностно-смысловые компетенции - способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.
Общекультурные компетенции - познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры, компетенции в бытовой и культурно- досуговой сфере.
Учебно- познавательные компетенции - элементы логической, общеучебной, методологической деятельности в сфере самостоятельной познавательной деятельности ученика, способы организации им целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки.
Информационные компетенции - владение современными средствами информации и информационными технологиями. Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.
Коммуникативные компетенции - знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми
Социально-трудовые компетенции - умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.
Компетенции личностного самосовершенствования - правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности.
Компетенция ключевая,если: обладает интегрированной природой; многофункциональна; надпредметна и междисциплинарна; требует значительного интеллектуального развития; многомерна
Искать - опрашивать окружение; консультироваться с учителями; получать информацию
думать: устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями; критически относиться к тому или иному высказыванию
сотрудничать: уметь работать в группе; улаживать разногласия и конфликты
приниматься за дело: включаться в работу; нести ответственность; вносить свой вклад в работу группы или коллектива
адаптироваться: использовать новые технологии информации и коммуникации; стойко противостоять трудностям