Макс Вебер философ, социолог, мыслитель…
Автобиография Макс Вебер (21 апреля 1864, Эрфурт – 14 июня 1920, Мюнхен) - немецкий социолог, историк, экономист и юрист. В 18 лет поступил в Гейдельбергский университет на факультет права. В 1989 защитил диссертацию, в 1893 – женился (жена – Марьяна Вебер). В 1994 становится профессором во Фрейбурге После получения наследства в 1907 году, в течении нескольких лет полностью посвящает себя научно- исследовательской и публицистической деятельности. В 1914 году – вначале 1-й мировой войны поступает на государственную службу и до конца 1915 года руководит группой госпиталей Гейдельбергского района. В 1916 году в качестве эксперта принимает участие в официальных миссиях - в подписании капитуляции Германии, разработке Веймарской конституции. После войны в качестве профессора преподает в различных университетах Германии (Берлине, Гейдельберге, Мюнхене). Основные труды: «Аграрная история древнего мира» (русс.изд ), «Протестантская этика и дух капитализма» (1905), «Хозяйство и общество» ( ).
М.Вебер как социальный мыслитель В ысоко ценил дух свободы, самостоятельные действия, свободные решения как возможности для существования и самоутверждения личности. Но предполагал, что демократические идеалы свободы остались в прошлом раннего капитализма, а стремление жить и действовать в соответствии с ними наталкивается на все большие трудности. По его мнению, формализованные и бюрократизированные структуры «зрелого» капитализма навязывают индивиду соответствующий стиль поведения и образ жизни и капитализм перестает быть делом свободного решения личности. «Судьба нашей эпохи с характерной для нее рационализацией, интеллектуализацией и, прежде всего, расколдовыванием мира заключается в том, что высшие благороднейшие ценности ушли из общественной сферы или в потустороннее царство мистической жизни, или в братскую близость непосредственных отношений отдельных индивидов друг к другу». «Современному человеку трудно и труднее всего молодому поколению - быть вровень с этими буднями. Всякая погоня за "переживаниями" вырастает из данной слабости. Ибо не иметь сил взглянуть в суровое лицо судьбы, судьбы времени, и есть слабость ). «Мы можем, если понимаем свое дело, заставить индивида -- или по крайней мере помочь ему -- дать себе отчет в конечном смысле собственной деятельности». (Эти цитаты из прочитанной Вебером лекции - зимой 1918 г., в Мюнхенском университете, превратившейся в программную речь, подвела итог его более чем тридцатилетней деятельности в области политической экономии, социологии, философии истории ).
Вклад М.Вебера в теорию управления и менеджмента Как один из талантливейших ученых и социальных мыслителей своего времени, М.Вебер оказал огромное влияние на развитие ряда наук, в том числе управленческой мысли и взглядов на менеджмент. Создавая собственную «социальную» философию рационализации в функционировании общества (в частности, пытаясь определить процесс рациональной организации труда ), разработал теорию бюрократического построения организации и системы управления. Макс Вебер считал, что «рационализация представляет собой результат соединения целого ряда исторических фактов, предопределивших направление развития Европы за последние лет» Согласно Веберу, рационализация в области экономической организации предполагает следующее: организацию производства на основе бюрократии и калькуляцию прибыли посредством систематических бухгалтерских процедур. Для того, чтобы добиться рациональной организации труда (конкретно: работы организации, как «машины»), Вебер предлагал разрабатывать правила и процедуры поведения в любой ситуации и свод прав и обязанностей каждого работника. Процедуры и правила должны были определять все основные виды деятельности, карьеру работников, конкретные решения и деятельность руководства. Создал «понимающую» социологию, в которой социальное действие объясняется через истолкование индивидуальных мотивов индивида и ориентации на других. Главной идеей веберовской социологии является обоснование возможности рационального максимального поведения, проявляющегося во всех сферах человеческих взаимоотношений. Выявил сущность и структуру власти, авторитета, ее легитимности и особый тип - харизматической власти, определившие пути развития теорий лидерства, менеджмента и управления.
Построение организации по М.Веберу Вебер считал, что бюрократическая система построения организации должна обеспечить скорость, точность, порядок, определенность, непрерывность и предсказуемость деятельности. Предполагал, что если все процедуры в организации будут четко прописаны и выстроены в четкую последовательность, а воля и желания отдельных людей будут полностью исключены, то такая организация будет высокоэффективной и гибкой. Продолжение на следующей странице
Основными элементами, обеспечивающими эти качества, должны быть следующие: Разделение труда на базе функциональной специализации; Хорошо определенная иерархическая система распределения власти; Система правил и норм, определяющих права и обязанности работников; Система правил и процедур поведения в конкретных ситуациях; Отсутствие личностного начала в межличностных отношениях; Прием в организацию на основе компетентности и потребностей организации; Продвижение внутри организации на основе компетентности и широких знаний организации, которые приходят с выслугой лет ; Стратегия к пожизненному найму; Четкая система карьеры, обеспечивающая продвижение наверх для квалифицированных работников; Управление административной деятельностью состоит в разработке и установлении доскональных письменных инструкций по внутриорганизационным действиям. * (Однако: «Коммерсанту или крупному промышленнику без "коммерческой фантазии", то есть без выдумки - гениальной выдумки, - лучше было бы оставаться приказчиком или техническим чиновником; он никогда не создаст организационных нововведений. Вдохновение отнюдь не играет в науке, как это представляет себе ученое чванство, большей роли, чем в практической жизни, где действует современный предприниматель»).
«Понимающая» социология М. Вебера, оказавшая влияние на теорию управления и менеджмента По Веберу социология является «понимающей», поскольку «изучает поведение личности, вкладывающей в свои действия определенный смысл». «Действие человека обретает характер социального действия, если в нём присутствуют два момента: субъективная мотивация индивида и ориентация на другого (других)». «Именно этот тип «понимания», основанный на постулате существования индивида совместно с другими индивидами служит основой реальных социальных взаимодействий в жизненном мире и в системе конкретных координат ценностей». Таким образом, социальное действие, по Веберу, предполагает два момента: субъективную мотивацию индивида или группы, без которой вообще нельзя говорить о действии, и ориентацию на другого (других), без которой действие не может рассматриваться как социальное. Коллективы, согласно Веберу, социология может рассматривать как производные от составляющих их индивидов; они представляют собой не самостоятельные реальности, а, скорее, способы организации действий отдельных индивидов. (Эти идеи вылились в своеобразный «веберовский ренессанс» и нашли свое дальнейшее развитие в различных теоретических взглядах на природу, сущность и развитие управления организациями).
Сущность власти, типы легального господства и харизмы М. Вебера, оказавших влияние на теории управления и менеджмента «Господство, - по Веберу, - означает шанс встретить повиновение определенному приказу». Оно предполагает взаимные ожидания того, кто приказывает и того, кто повинуется этому приказу. По Веберу, существует три чистых типа легитимного господства : 1) рационального характера, основывающаяся на вере в легальность установленного порядка и законность осуществления господства на основе этой легальности; 2) традиционного характера, основывающаяся на обыденной вере в святость традиций и вере в легитимность авторитета, основанного на этих традициях; 3) харизматического характера, основывающаяся на незаурядных проявлениях святости или силы, или образцовости личности и созданном этими проявлениями порядке. Вебер рассматривает харизму как великую революционную силу в традиционном типе общества, способную внести изменения в лишенную динамизма структуру этих обществ. Источником личной преданности харизматическому государю является не традиция и не признание его формального права, а прежде всего эмоционально окрашенная вера в его харизму и преданность этой харизме. Поэтому, как подчеркивал Вебер, харизматический вождь должен заботиться о сохранении своей харизмы и постоянно доказывать ее присутствие. Штаб управления при таком типе господства формируется на основе личной преданности вождю. (Определив сущность власти, типы легального господства и, выделив совершенно новый – тип харизматической власти, Вебер оказал огромное влияние на последующее развитие теорий лидерства и стилей руководства в менеджменте, управлении и организационно-управленческой деятельности)