Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Нижегородский институт развития образования» Программа духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся – ориентир для формирования всех разделов основной образовательной программы
Нормативно-правовая основа программы духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся Закон РФ «Об образовании» Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования Концепция духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
При создании программы учитываются: Особенности региона (культурно- исторические, этнические, социально-экономические, демографические); Запросы семьи; Запросы других субъектов образовательного процесса.
В программе духовно-нравственного развития и воспитания конкретизируются: Задачи Ценности Содержание Планируемые результаты Формы воспитания и социализации Взаимодействие с семьёй Взаимодействие с учреждениями дополнительного образования Развитие ученического самоуправления Участие в деятельности детско-юношеских движений и объединений
Программа духовно- нравственного развития и воспитания - это Теоретические положения + методические рекомендации по формированию уклада школьной жизни, интегрированного в урочную, внеурочную, внешкольную, семейную деятельность. Ведущая роль в создании уклада школьной жизни принадлежит педагогического коллективу
Программа духовно-нравственного развития и воспитания Цели и задачи Ценностные установки Основные направления Содержание Совместная деятельность с субъектами образова тельного процесса Планируемые результаты
Цель духовно-нравственного развития и воспитания Цель - воспитание, социально- педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России
Задачи духовно-нравственного развития и воспитания В области формирования личностной культуры; В области формирования социальной культуры; В области формирования семейной культуры
Ценностные установки духовно- нравственного развития обучающихся Содержанием духовно- нравственного развития и воспитания являются ценности, хранимые в культурных, этнических, семейных и других социокультурных традициях и передаваемые от поколения к поколению
10 Базовые национальные ценности российского общества Патриотизм Социальная солидарность Гражданственность Семья Здоровье Труд и творчество Наука Традиционные религии России Искусство и литература Природа Человечество
Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека Воспитание нравственных чувств и этического сознания Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях ОУ может отдавать приоритет тому или иному направлению духовно-нравственного развития и воспитания, выделяя его для конкретных условий для осуществления образовательного процесса как ведущего
Виды деятельности и формы занятий с обучающимися В процессе изучения учебных дисциплин и проведения внеурочных мероприятий обучающиеся получают первоначальные представления о роли знаний, труда и значении творчества в жизни человека и общества
Совместная деятельность ОУ, семьи и общественности Повышение педагогической культуры родителей – один из самых действенных факторов их духовно-нравственного развития и воспитания Содержание программ повышения педагогической культуры родителей должно отражать содержание основных направлений духовно-нравственного воспитания учащихся
Планируемые результаты По каждому направлению Присвоение ценностей Формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности, общественного действия в контексте становления идентичности
Идентичность - ИДЕНТИЧНОСТЬ (от англ. identity тождественность) многозначный житейский и общенаучный термин, выражающий идею постоянства, тождества, преемственности индивида и его самосознания. В науках о человеке понятие идентичность имеет три главные модальности. Психофизиологическая идентичность обозначает единство и преемственность физиологических и психических процессов и свойств организма, благодаря которой он отличает свои клетки от чужих, что наглядно проявляется в иммунологии Социальная идентичность это переживание и осознание своей принадлежности к тем или иным социальным группам и общностям. Идентификация с определенными социальными общностями превращает человека из биологической особи в социального индивида и личность, позволяет ему оценивать свои социальные связи и принадлежности в терминах "Мы" и "Они".личность Личная идентичность или самоидентичность (Self-identity) это единство и преемственность жизнедеятельности, целей, мотивов и смысложизненных установок личности, осознающей себя субъектом деятельности..
Воспитательные результаты Духовно-нравственные приобретения, которые получил обучающийся вследствие участия в той или иной деятельности: Приобрёл знание Приобрёл опыт самостоятельного действия Пережил и перечувствовал нечто как ценность
Уровни воспитательных результатов I уровень – приобретение социальных знаний. Педагогические условия – взаимодействие с учителями как носителями положительного социального знания и повседневного опыта
УРОВНИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Первый уровень – приобретение школьником социального знания (знания об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.) Достигается во взаимодействии с педагогом
Уровни воспитательных результатов II-получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Педагогические условия – взаимодействие обучающихся в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает подтверждение социальных знаний
УРОВНИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Второй уровень – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества Достигается в дружественной детской среде (коллективе)
Уровни воспитательного результата Получение обучающимися опыта самостоятельного общественного действия Педагогические условия – взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами ОУ
УРОВНИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия Достигается во взаимодействии с социальными субъектами
Каждому уровню воспитательного результата соответствует своя образовательная форма. 3-й уровень результатов 1-й уровень результатов 2-й уровень результатов Форсирование результатов недопустимо.
Воспитательный эффект - Последствия результата, того, к чему привело достижение результата: Развитие личности обучающегося Формирование его социальной компетентности