СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ: ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ, СУБЪЕКТ, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ: 1.Социализация личности 2.Основные социальные процессы и поведение человека 3.Потребности 4.Мотив и мотивация 5.Интересы 6.Мировоззрение ПРИЛЕПИНА Ольга Владимировна
СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ: ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ, СУБЪЕКТ, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ КАК ИНДИВИД (признаки) своеобразный представитель других живых существ КАК ЛИЧНОСТЬ (характеристики) содержание и сущность мировоззрения; целостность мировоззрения; осознание своего места в обществе; содержание и характеристика потребностей и интересов; соотношение и проявление личностных качеств ЧЕЛОВЕК КАК ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ (характеристики) оригинальность личности; главенствующие особенности, делающие ее непохожей на других людей; особенность проявления интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер деятельности КАК СУБЪЕКТ (признаки) участник общественного процесса и конкретной деятельности; источник познания и преобразования объективной действительности
F 1. Кризис доверия или недоверия к людям (до 1 года). F 2. Самостоятельность, уверенность в себе или сомнение, преувеличенное чувство стыда (от 1 до 3 лет). F 3. Любознательность и активность или пассивность и безразличие к людям (от 3 до 5 лет). F 4. Трудолюбие или комплекс неполноценности (от 5 до 11 лет). F 5. Личностное самоопределение или индивидуальная серость (от 11 до 20 лет). F 6. Интимность и общительность или личностная психологическая изолированность (от 20 до 30 лет). F 7. Забота о воспитании детей или погружение в себя (от 30 до 60 лет). F 8. Удовлетворенность прожитой жизнью или отчаяние (свыше 60 лет).
ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ Внутренние факторы Внутренние факторы анатомо- физиологические особенности индивида, особенности его нервной системы и задатки. Внешние факторы Внешние факторы развития личности находятся в окружающей среде. Обычно здесь выделяют природно- географическую и социальную среду. Социальная среда, в свою очередь, подразделяется на макросреду (общество в целом) и микросреду (семья, учебная группа, трудовой коллектив и т.д.)
ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ ПСИХОЛОГИЯ ( от греч. «психе» - душа) – это наука о закономерностях возникновения, развития и проявления психики человека. Психика Сознание Бессознательное Личность Поведение Деятельность 1.Качественное изучение психических явлений. 2.Анализ формирования и развития психических явлений. 3.Изучение физиологических механизмов психических явлений. 4.Содействие планомерному внедрению психологических знаний в практику жизни и деятельности людей. ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ
МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ ОСНОВНЫЕ НАБЛЮДЕНИЕ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ВКЛЮЧЕННОЕ НАУЧНОЕ ЖИТЕЙСКОЕ НЕВКЛЮЧЕННОЕ ЭКСПЕРИМЕНТ КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЛАБОРАТОРНЫЙ ФОРМИРУЮЩИЙ БИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД ОБОБЩЕНИЕ НЕЗАВИСИМЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОПРОСЫ: 1. ПИСЬМЕННЫЙ 2. УСТНЫЙ 3. ИНТЕРЬВЬЮ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АНАЛИЗ ДОКУМЕНТОВ ТЕСТИРОВАНИЕ : 1. ПРОЕКТИВНОЕ 2.ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЕ
СООТНОШЕНИЕ ЖИТЕЙСКОЙ И НАУЧНОЙ ПСИХОЛОГИИ НАУЧНАЯ ПСИХОЛОГИЯПСИХОЛОГИЯ ЖИТЕЙСКАЯ КОНКРЕТНА ОСНОВАНА НА НАБЛЮДЕНИИ ЗНАНИЯ ОГРАНИЧЕНЫ ОГРАНИЧЕНА В МАТЕРИАЛАХ ИНТУИТИВНА ОБОБЩЕНА ОСНОВАНА НА ЭКСПЕРИМЕНТЕ ЗНАНИЯ НЕОГРАНИЧЕНЫ НЕ ОГРАНИЧЕНА В МАТЕРИАЛАХ РАЦИОНАЛЬНА
ОСОБЕННОСТИ СОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА ОСОБЕННОСТИ СОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА СОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА ОБШИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЧАСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ Восприятие человеком себя как познаюшего субъекта Связь воображения и представлений человека с его волей Связь сознания с мышлением и речью Отражение в сознании сущностных характеристик явлений и предметов Наличие интеллектуальных схем Доминирование языка и речи во взаимодействии с др. людьми Представление и воображение действительности Рефлексивная способность Способность к коммуникации
БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ ПСИХИЧЕСКОЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И СОСТОЯНИЯ: НЕОСОЗНАВАЕМЫЕ АВТОМАТИЗМЫ НЕОСОЗНАВАЕМЫЕ СОПРОВОЖДЕНИЯ СОЗНАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ НЕОСОЗНАВАЕМЫЕ УСТАНОВКИ НЕВРАТИЧЕСКИЕ СИМПТОМЫ ОШИБОЧНЫЕ АКТЫ «НАДСОЗНАТЕЛЬНЫЕ» ПРОЦЕССЫ ИЗМЕНЕННЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ
СОЗНАНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Деятельность – это активное взаимодействие субъекта с окружающим миром, направленное на производство определенных продуктов материальной или духовной культуры. Характеристикой деятельности являются: - социальная обусловленность - целенаправленность -п-плавность - предметность - субъективность Психологическая структура деятельности: цель мотив способ результат.
СОДЕРЖАНИЕ ПСИХИКИ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ ПСИХИЧЕСКИЕ ОБРАЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ И ПРОЦЕССЫ МИР ПСИХИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ