Тема: «Решение генетических задач на законы Грегоря Менделя»
Цели занятия: 1. совершенствование знаний по основным понятиям генетики; 2. закрепить умение решать генетические задачи на разные типы доминирования.
В результате изучения темы Вы должны Знать: Генетическую символику и генетическую терминологию; основные закономерности наследования, установленные Г.Менделем; Цитологические основы моно – и дигибридного скрещивания; Цитологические основы неполного доминирования.
Уметь: Владеть алгоритмом решения задач; Решать задачи моно- и дигибридного скрещивания; Прогнозировать вероятность проявления в потомстве человека нормальных и патологических признаков.
Тест для контроля исходных знаний 1. Генетика – это наука о: а) селекции организмов; б) наследственности и изменчивости организмов; в) эволюции органического мира; г) генной инженерии.
2.Ген человека – это часть молекулы: а) белка б) углевода в) ДНК г) и-РНК
3.Чистой линией называется: а) потомство, не дающее расщепления по изучаемому признаку; б) разнообразное потомство, полученное от скрещивания разных особей; в) пара родителей отличающихся друг от друга одним признаком; г) особи одного вида.
4.Генотип организма – это: а) совокупность всех генов данного организма; б) внешний облик организма; в) совокупность всех признаков организма; г) пара генов, отвечающих за развитие признака.
5.Гомозигота – это пара только: а) рецессивных аллельных генов; б) доминантных аллельных генов; в) неаллельных генов; г) одинаковых по проявлению аллельных генов.
6.Локус – это: а) пара аллельных генов; б) пара неаллельных генов; в) сцепленные гены; г) расположение гена в хромосоме.
7.Заслуга Г.Менделя заключается в выявлении: а) распределения хромосом по гаметам в процессе мейоза; б) закономерностей наследования родительских признаков; в) изучения сцепленного наследования; г) выявлении взаимосвязи генетики и эволюции.
8.Гибридологический метод Г.Менделя основан на: а) межвидовом скрещивании растений гороха; б) выращивании растений в различных условиях; в) скрещивании разных сортов гороха, отличающихся по определенным признакам; г) цитологическом анализе хромосомного набора.
9.Анализирующее скрещивание проводят для: а) выявления доминантного аллеля; б) того, чтобы выяснить, какой аллель рецессивен; в) выведения чистой линии; г) обнаружения гетерозиготности организма по определяемому признаку.
10.В соответствиями с законами Г.Менделя сочетания гамет при оплодотворении: а) носят случайный характер; б) не случайны; в) зависят от процессов митоза; г) зависят от вида организма.
Общие требования к оформлению записей условий задачи и ее решения А,В,С и т.д.– гены, определяющие проявление доминантного признака. а,b,c – гены, определяющие проявление рецессивного признака. Символ («зеркало Венеры») – используют при записи генотипа матери (или женского пола). Символ («щит и копье Марса») – используют при записи генотипа отца (или мужского пола). Скрещивание записывают знаком «Х». В схемах скрещивания генотип матери следует писать слева, а генотип отца справа (например, АА х аа). Р – родители. F1 – потомки первого поколения. F2 – потомки второго поколения.
Алгоритм решения прямых задач Под прямой задачей подразумевается такая задача, в которой известен генотип родителей, необходимо определить возможные генотипы и фенотипы ожидаемого потомства в первом и втором поколениях. План действийПример решения задачи 1. Прочтите условие задачи1. Задача. При скрещивании двух сортов томатов с гладкой и опушённой кожицей в F1 все плоды оказались с гладкой кожицей. Определите генотипы исходных родительских форм (Р) и гибридов первого поколения (F1). Какое потомство можно ожидать при скрещивании полученных гибридов F1 между собой?
План действийПример решения задачи 2. Введите буквенное обозначение доминантного и рецессивного признака 2. Решение. Если в результате скрещивания всё потомство имело гладкую кожицу, то этот признак – доминантный (А), а опушённая кожица – рецессивный признак (а). 3. Запишите схему 1-ого скрещивания и запишите фенотипы и генотипы родительских особей 3. Так как скрещивались чистые линии томатов, значит, родители были гомозиготными. Р: (фенотип) гладкая Х опушённая кожица кожица (генотип) АА аа 4. Запишите гаметы, которые образуются у родителей 4. G: (гаметы) А а Гомозиготные особи дают только один тип гамет. 5. Определите генотипы и фенотипы потомства F1 5. F1: (генотип) Аа (фенотип) гладкая кожица
План действийПример решения задачи 6. Составьте схему 2-го скрещивания F2 6. Р: (фенотип) гладкая Х гладкая (генотип) кожица кожица 7. Определите гаметы, которые даёт каждая особь 7. G: (гаметы) А, а А, а Гетерозиготные особи дают два типа гамет. 8. Составьте решётку Пеннета и определите генотипы и фенотипы потомков F2 8. F2 генотипы фенотипы 3 части (75%) – плоды с гладкой кожицей (1 АА; 2 Аа) 1 часть (25%) – плоды с опущённой кожицей (аа) 9. Запишите ответ на все вопросы задачи. Аа ААААа а аа
Алгоритм решения обратных задач Под обратной задачей имеется в виду такая задача, в которой даны результаты скрещивания, фенотипы родителей и полученного потомства; необходимо определить генотипы родителей и потомства. План действийПример решения задачи 1. Прочтите условие задачи 1. Задача. При скрещивании двух мух с нормальными крыльями у 32 потомков были укороченные крылья, а у 88 потомков – нормальные крылья. Определите доминантный и рецессивный признаки. Каковы генотипы родителей и потомства?
План действийПример решения задачи 2. По результатам скрещивания F1 или F2 определите доминантный и рецессивный признаки и введите обозначение 2. Решение. Скрещивались мухи с нормальными крыльями, а в потомстве оказались мухи с укороченными крыльями. Следовательно, нормальные крылья – доминантный признак (А), а укороченные крылья – рецессивный признак (а). 3. Запишите схему скрещивания и запишите генотип особей с рецессивным признаком или особей с известным по условию задачи генотипом 3. Р: (фенотип) норм. Х норм. крылья крылья (генотип) А - А – F1: (фенотип) 88 норм. : 32 укороч. крылья крылья (генотип) А - аа
План действийПример решения задачи 4. Определите гаметы, которые может образовать каждая родительская особь 4. Родительские особи обязательно (по задаче) образуют гаметы с доминантным геном. Так как в потомстве появляются особи с рецессивным признаком, значит, у каждого из родителей есть один ген с рецессивным признаком. Родители – гетерозиготы. Р: норм. Х норм. крылья крылья А - А – Аа Аа G: А, а А, а F: 88 норм. : 32 укороч. крылья крылья А - аа
План действийПример решения задачи 5. Определите по фенотипу родителей и потомков первого поколения генотипы особей с доминантными признаками, учитывая, что каждый из потомков наследует по одному гену от каждого родителя 5. Родительские особи по генотипу гетерозиготны (Аа) и содержат один доминантный и один рецессивный ген. Потомство с нормальными крыльями может быть как гетерозиготами (Аа), так и гомозиготами (АА). 6. Запишите окончательную схему скрещивания 6. Р: норм. Х норм. крылья крылья А - А – Аа Аа G: А, а А, а F: 88 норм. : 32 укороч. крылья крылья А - аа В данной задаче – образце наблюдается проявление II закона Г. Менделя. В потомстве произошло расщепление по фенотипу – 3:1; а по генотипу – 1АА:2Аа:1аа.
Домашнее задание: Модуль 1.