Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Пензенской области (из опыта работы)
Обоснование необходимости введения СККО (система контроля качества образования) повышение престижа ОУ в глазах потребителей стабильно высокий конкурс при поступлении востребованность выпускников преимущество на участие в конкурсах, в проектах, грантах и т.д. повышение конкурентоспособности
Система контроля качества в образовании строится на следующих фундаментальных положениях: - понимание и выполнение требований к образованию с учетом достижений научно- технического прогресса, международных стандартов; - ориентация на потребителя: жесткая конкуренция на рынке труда требует мобильности и динамичности системы менеджмента; - постоянное совершенствование образовательного процесса с учетом результатов мониторинга.
Для системы контроля качества в образовании применимы следующие принципы: ориентация на потребителя; лидерство руководителя; вовлечение преподавательско-педагогического состава и сотрудников; процессный подход; системный подход; постоянное улучшение деятельности колледжа; обоснованное принятие управленческих решений; взаимовыгодные отношения с социальными партнерами.
Организационная структура системы контроля качества образования в ГБОУ СПО «Кузнецкий многопрофильный колледж» Совет по качеству - председатель – директор колледжа - представители руководства по качеству: зам. директора по УПР, зам. директора по ВР - руководители структурных подразделений Рабочая группа по качеству - зав. отделениями - методисты - председатели ПЦК Объекты управления качеством образования - абитуриенты - обучающиеся - преподавательско-педагогический состав.
Задачи Совета по качеству: - определяет стратегию и текущие задачи при разработке и внедрении СККО - контролирует ход выполнения работ по созданию и внедрению СККО - организует разработку новых и корректирование действующих документов СККО - выявляет основные рабочие процессы, влияющие на качество образования - разрабатывает систему критериев, показателей и индикаторов качества образования - систематически осуществляет мониторинг качества образования
Задачи Рабочей группы по качеству: - руководит методическим обеспечением СККО - разрабатывает схемы взаимодействия структурных подразделений колледжа, проекты документов по СККО - обеспечивает мониторинг контроля качества образования и осуществляет исполняет решения Совета по качеству - проводит конференции и семинары по вопросам проектирования и внедрения СККО
Уровень ССКО Субъект контроля качества образования Объект контроля качества образования Компоненты контроля качества образования 1Совет по качествуКачество системы профессионального образования Качество подготовки специалиста Качество педагогических кадров Условия обеспечения качества подготовки специалистов Качество и уровень реализуемых образовательных программ 2Предметная (цикловая) комиссия Качество процесса подготовки обучающихся по специальностям Качество подготовки по конкретным дисциплинам Качество преподавательско го состава Условия обеспечения качества подготовки специалистов 3ПреподавателиКачество преподавания учебной дисциплины Качество педагогической деятельности Педагогическая квалификация -- 4 ОбучающиесяКачество учебно- познавательной деятельности Качество учебной работы на разных формах занятий -- Уровни, субъекты и объекты управления качеством образования колледжа
Основные критерии и показатели качества образования Критерий 1: Повышение качества «входа» Показатели: Качество профориентации, качественный отбор абитуриентов, качество общетеоретической подготовки, качество доссузовской подготовки Критерий 2: Повышение качества организационной структуры Показатели: Качество организационной структуры, качество технологий и методик, качество мониторинга Критерий 3: Повышение качества педагогического процесса Показатели: Качество планирования, качество учебных планов и программ, качество профподготовки, качество проведения занятия, качество использования инновационных технологий Критерий 4: Повышение качества «выхода» Показатели: Качество подготовки, сотрудничество с социальными партнерами, количество выпускников, зарегистрировавшихся в качестве предпринимателей, соответствие выпускников «Модели выпускника» Критерий 5: Повышение качества контроля качества образования Показатели: качество СККО, качество основных административных процедур, качество основных ресурсов
ПоказателиИндикаторы Качественный отбор абитуриентов 1.Наличие конкурса по заявлениям и при зачислении. 2.Процент поступивших на 12 курсы из структур доссузовской подготовки Доссузовская подготовка1.Предпрофильные, профильные классы. 2.Подготовительные курсы. 3.Уровень НПО Профориентационная работа1.Анализ и мониторинг эффективности профориентационной работы. Итоговая аттестация1.Уровень профессиональной компетентности выпускников. 2Доля выпускных квалификационных работ, выпускных практических работ, получивших высший балл. 3Количество выпускных практических квалификационных работ, выполненных по темам, определенным работодателями как значимые. 4.Участие социального партнера в итоговой аттестации выпускников Уровень обученности по дисциплинам циклов учебного плана 1.Мониторинг и динамика успеваемости по дисциплинам (по результатам различных видов контроля). 2.Практическое обучение по видам производственной (профессиональной) практики. 3.Удовлетворенность студентов качеством обучения. 4.Удовлетворенность родителей качеством и условиями обучения 5. Количество предоставленных работодателями мест практики, обеспеченных современным технологическим оборудованием Востребованность выпускников на рынке труда 1.Заказы на подготовку выпускников. 2.Выпускники, направленные на работу. 3.Выпускники, находящиеся на учете в службе занятости. 4.Удовлетворенность работодателя качеством подготовки выпускников. 5.Служба содействия трудоустройству выпускников 6. Количество выпускников, получивших две и более специальностей по профессии 7. Доля выпускников, трудоустроившихся по полученной профессии в первый год работы, в общем числе выпускников. Достижения выпускников1.Количество поступивших в ВУЗы 2.Количество выпускников, зарегистрировавшихся в качестве предпринимателей 3.Карьерный рост выпускников
ПоказателиИндикаторы Оценка содержания и уровня образовательных программ 1. Соответствие содержания образовательной программы требованиям ГОС СПО, ГОС НПО. 2.. Соответствие реализуемых образовательных программ их уровню и направленности, подтвержденным свидетельством о государственной аккредитации 3. Соответствие процесса обучения Модели выпускника 4. Наличие целевых программ обучения по заказу предприятия. 5 Наличие разработанных элективных курсов, спецкурсов, факультативов, отражающих интересы социальных партнеров 6. Работа МО по изменению содержания программ. 7.Разработка авторских вариантов учебных программ Организация процесса обучения 1.Разнообразие форм, методов организации учебного процесса, использование инновационных технологий 2.Реализация межпредметных связей. 3.Мониторинг учебно-методических материалов 4.Регулярный мониторинг знаний обучающихся 5.Участие преподавателей, мастеров, обучающихся в научно- исследовательской деятельности. 6.Оценка результативности деятельности колледжа по обеспечению качества образования 7.Разработка и реализация корректирующих действий в образовательном процессе Имиджевая политика колледжа 1. Оценка работы педагого-преподавательского персонала колледжа 2. Укрепление традиций колледжа среди сотрудников и обучающихся 3. Участие в конкурсах (внутренних и внешних) 4. Деловая активность колледжа и предпринимателей, зарегистрированных на базе образовательного учреждения
ПоказателиИндикаторы Качественный состав педагогических кадров 1.Процент преподавателей с высшим образованием. 2.Процент преподавателей с квалификационными категориями. 3.Процент преподавателей с высшей категорией, учеными степенями и званиями Кадровая политика об разовательного учреждения 1.Наличие программы развития кадрового потенциала. 2.Формирование резерва на руководящие должности. 3.Наличие локальных актов на замещение должностей руководящих и педагогических работников. 4.Анализ и мониторинг потребности образовательного учреждения в специалистах той или иной квалификации Квалификация преподавателей, сотрудников ОУ 1.Соответствие базового образования преподаваемым дисциплинам. 2.Привлечение специалистов-практиков Система повышения квалификации работников ОУ 1.Наличие перспективных и годовых планов повышения квалификации. 2.Анализ, коррекция и реализация планов повышения квалификации Развитие кадрового потенциала 1.Количество преподавателей, мастеров производственного обучения, прошедших специальную стажировку у работодателя. 2.Количество представителей социальных партнеров, привлеченных к учебному процессу
п/п Наименование мероприятийСрокиОтветственные 1. Разработка документов обеспечивающих эффективное планирование, осуществление процессов СККО и управление ими (положения, должностные инструкции, регламенты, технологические инструкции) В течение года Руководители структурных подразделений, Совет по качеству 2. Разработка документации СККО: документированные процедуры В течение года Администрация колледжа, руководители структурных подразделений, Совет по качеству 3. Организация обучения преподавателей и сотрудников колледжа требованиям СККОВ течение года Администрация колледжа, методисты 4. Организация и проведение внутреннего аудита учебно-воспитательного процесса: внутренний аудит и мониторинг качества подготовки и проведение занятий преподавателями и мастерами ПО Ежемесячно, в соответствии с графиком Совет по качеству, рабочая группа по качеству аудит качества проведения ИГА и ИКЭ1 раз в год Председатели ПЦК, зав. отделениями мониторинг результатов входного контроля качества знаний по дисциплинамОктябрьПредседатели ПЦК мониторинг результатов рубежного контроля качества знаний по дисциплинам 1 раз в семестр Председатели ПЦК, Совет по качеству, рабочая группа по качеству мониторинг качества учебно-методического обеспечения образовательного процесса1 раз в семестр Председатели ПЦК, Совет по качеству, рабочая группа по качеству мониторинг качества воспитательного процесса1 раз в год Зам. директора по ВР мониторинг оценки удовлетворенности потребителей в рамках психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса 1 раз в год Служба содействия трудоустройству 5. Мониторинг качества практического обучения1 раз в годЗав. практикой 6. Мониторинг результатов внедрения элементов СККО в колледже, анализ работы1 раз в год Директор, Совет по качеству, рабочая группа по качеству План работы по разработке и внедрению Системы контроля качества образования в ГБОУ СПО ПО «Кузнецкий многопрофильный колледж» на уч. год
Трудоустройство выпускников колледжа в 2009 году
Отзывы работодателей «…..выпускники в своей работе демонстрируют глубокие знания психологии, педагогики, возрастной физиологии и частных методик…» «….молодые специалисты выстраивают педагогический процесс с учетом сбалансированности различных видов деятельности, где ведущими являются игровая и познавательная деятельность…» «… умело осуществляют диагностику развития детей…» «…..грамотно моделируют педагогический процесс, намечая пути детской самореализации…» «…. умело создают развивающую среду, которая способствует развитию интересов детей, удовлетворяет их потребности…» «….результативно работают в плане развития у детей интеллектуальных и творческих способностей, укрепления здоровья…»