В.В. Рубцов В.В. Рубцов Московский городской психолого-педагогический университет О ЗАДАЧАХ ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В НОВОМ УЧЕБНОМ ГОДУ
Психолого-педагогическое сопровождение образования – это конкретная работа, напрямую связанная с эффективным введением стандарта и направленная на обеспечение психолого-педагогических условий реализации основной образовательной программы
Из Приказа Минобрнауки 2357 от 22 сентября 2011г. п.28. «Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы начального общего образования должны обеспечивать: – преемственность содержания и форм организации образовательного процесса, обеспечивающих реализацию основных образовательных программ дошкольного образования и начального общего образования;
– формирование ценности здоровья и безопасности образа жизни; – дифференциация и индивидуализация обучения; – мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья;
– формирование и развитие психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников, родителей (законных представителей) обучающихся;
– диверсификацию уровней психолого-педагогического сопровождения (индивидуальный, групповой, уровень класса, уровень учреждения);
– вариативность форм психолого- педагогического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза).»
При переходе от стандарта I-го к стандарту II-го поколения (общее среднее образование) существенно изменяются приоритеты: наряду с предметной подготовкой (предметные знания) важное значение имеют надпредметные (метапредметные) компетенции и личностные образовательные результаты. Надпредметные результаты – это компетенции, характеризующие деятельностные способности человека.
Метапредметные образовательные результаты Начальная школа Основная школа Умение учиться Учебная грамотность Учебное Коммуникативная сотрудничество грамотность Умение работать Информационная с информационными грамотность текстами
Для основной школы Учебная грамотность представлена тремя группами показателей: Готовность к постановке новых учебно- познавательных задач и проблем, Готовность к решению новых учебно- познавательных задач и проблем, Контрольно-оценочная самостоятельность; Коммуникативная грамотность представлена следующими группами показателей: Готовность действовать совместно с другими, Понимание точки зрения, отличной от собственной, Готовность к координации разных точек зрения;
Личностные образовательные результаты Построение (ответственное) личной жизненной траектории (инициативность –самостоятельность); социальное (моральное) поведение и социальный интеллект; здоровье и безопасность
Во-первых, основные образовательные программы каждого образовательного учреждения должны обеспечить, помимо формирования предметных результатов, развитие деятельностных компетенций учащихся метапредметных и личностных результатов учащихся, а также способствовать развитию процессов воспитания и социализации разных категорий детей с учетом их индивидуальных и психологических особенностей.
Во-вторых, в каждом образовательном учреждении должны быть созданы условия для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, заключающиеся не только в создании материально- технических условий, но и в предоставлении психологического сопровождения основных образовательных программ для детей с ОВЗ.
В-третьих, в каждом образовательном учреждении должны быть созданы условия для сопровождения способных и талантливых детей, разрабатываться индивидуально- ориентированные программы обучения и социализации.
Одно направление работы - это психолого-педагогическая подготовка педагогических кадров, готовых к реализации новых ФГОС, которая должна обеспечить развитие психолого- педагогических компетенций всех участников образовательного процесса.
Другое направление работы - это психологическое сопровождение программ учебной деятельности и программ социализации различных контингентов детей. Для реализации этого направления необходимы оптимизация и дальнейшее развитие психологической службы в системе образования.
Разработанный нами ФГОС ВПО по направлению «Психолого- педагогическое образование (050400)» – это системная по содержанию и формам подготовка педагогических кадров, отвечающая требованиям системно- деятельностного подхода. Стандарт ФГОС ВПО методологически сопряжен с новым стандартом общего образования.
В рамках направления «Психолого- педагогическое образование» специально предусмотрено 9-ть согласованных профилей бакалавриата. Среди них: Психология образования Психология и педагогика дошкольного образования Психология и педагогика начального образования
Психология и педагогика инклюзивного образования Психология и педагогика образования одаренных детей Специальная психология и педагогика
Принцип 1: Качественное (не количественное) изменение соотношения фундаментальной и практической подготовки педагогических кадров способных обеспечить психолого- педагогические условия реализации ООП.
Принцип 2: Коренное изменение системы практической подготовки педагогических кадров для реализации системы психолого- педагогических условий Примечание: формирование баз практик как СЕТИ стажировочных площадок по основным профилям подготовки; введение новых моделей финансирования педагогической практики.
Принцип 3: Создание новой системы оценки и контроля качества подготовки педагогических кадров. Примечание: оценка развития деятельностных компетенций педагога; оценка эффективности деятельности учителя по образовательным результатам учащихся.
Система психолого-педагогических условий, обеспечивающих реализацию ООП, определяет формат по существу «новой» школы: от школы усвоения к школе социализации и построения знаний.
Примечание: - школа, ориентированная на индивидуализацию обучения; - школа, основанная на формировании и развитии разновозрастных детско-взрослых сообществ; - школа, действующая по принципу «деятельностной мастерской ( в т.ч. как база практики)».
– школа как новый тип школьно- университетского партнерства, основанного на принципах деятельностного образования; («школа – ВУЗ» – «дорога с двусторонним движением»)
Предложения: 1. Разработать и утвердить типовую примерную программу психолого- педагогического сопровождения образовательных учреждений при переходе на новые ФГОС. 2. Разработать и рекомендовать методику расчета бюджетного задания на психолого- педагогическое сопровождение основных образовательных программ (в пределах норматива бюджетных средств, выделенных на обучающегося).
3. Утвердить типовые программы повышения квалификации педагогов и педагогов- психологов при переходе на ФГОС НОО. 4. Рассмотреть концепцию оценки эффективности психолого- педагогического сопровождения основных образовательных программ на основе сформированности метапредметных и личностных результатов обучающихся. 5. Разработать и утвердить стандарт качества оказания психолого- педагогических услуг в образовательных учреждениях.