Ивахненко Елена Михайловна воспитатель муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад 3» п. Ракитное Педагогический стаж: 15 лет Педагогическое кредо: «Кто стоит на месте, тот отстает».
Тема мастер-класса: « Организация познавательного развития дошкольников через использование приемов моделирования ».
Цель: пропаганда форм, средств и методов познавательного развития дошкольников через использование приемов моделирования.
ЗАДАЧИ : 1 Познакомить педагогов с системой моей работы включающие в себя методы моделирования для развития познавательных способностей дошкольников. 2. Развитие аналитико-диагностических, коммуникативных способностей педагогов 3. Формирование потребности у педагогов позитивных изменений в системе «педагог- ребенок», желание реализовать свои потребности и почувствовать удовлетворенность своим трудом.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: Понимание коллегами сути авторской системы. Практическое освоение участниками важнейших навыков в рамках опыта. Активизация познавательной деятельности участников мастер-класса. Повышение уровня профессиональной компетентности по основным аспектам демонстрируемой системы. Рост мотивации участников мастер- класса к формированию собственного стиля педагогической деятельности.
Моделирование – наглядно- практический метод обучения. Модель – обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта Что такое моделирование?
Значение моделирования в развитии дошкольников. знакомство с графическим способом представления информации; развитие основных психических процессов - памяти, внимания, воображения, образного мышления, речи; перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы; формирование навыка самостоятельного моделирования; развитие мелкой моторики при частичном или полном графическом воспроизведении.
Этапы работы с моделями Творческое создание детьми опорных схем. Введение элементов схем, символов ·. Использование элементов опорных схем, символов на всех видах занятий, в различных видах деятельности. Введение отрицаний. Сочетание символов, чтение цепочки символов. Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество.
Способы использования моделей в организации познавательного развития дошкольников Познание сенсорное развитие ; развитие математических представлений формирование основ экологических знаний, развитие речи формирование конструктивных навыков.
Сенсорное развитие Игры с блоков Дьеныша Логический материал представляет собой набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами: 1. формой - круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные; 2. цветом - красные, желтые, синие; 3. размером-большие и маленькие; 4. толщиной-толстые и тонкие.толщиной-толстые и тонкие.
Палочки Кьиюзнера Развитие математических представлений Модели числа; Модель десятка; Модели чисел в виде кругов, разделенных на равные части (пособие «Дроби»).
Формирование основ экологических знаний календари наблюдений в природе, модели ухода за комнатными растениями, модели-алгоритмы суток, недели, месяца, времен года, модели экспериментальной деятельности детей и результаты экспериментов, модели диких, домашних животных
Угадай животное по схеме
Развитие речи обучение пересказыванию; развитии доказательной речи; подготовка к обучению грамоте разучивании стихотворений; составлении описательных рассказов; придумывании творческих рассказов, сказок.
Творческий рассказ по модели
Формирование конструктивных навыков модели-рисунки рисования предметов: деревьев, цветов, животных, модели построения мебели, транспорта, домов, мостов и другие
Построим теремок
Теремок готов!
Практическая часть. 1 группа «Модель комнаты» с использованием блоков Дьеныша. 2 группа «Построй с помощью схемы» (палочки Кьиюзнера). 3 группа «Зарисовать» модель к описательному рассказу «Зима».
Придумаем синквейн 1 строка – 1 существительное ; 2 строка – 2 прилагательных; 3 строка – 3 глагола; 4 строка – фраза несущая определенный смысл; 5 строка – заключение, в форме существительного ассоциации с первым словом.