ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА 10 КЛАСС УЧИТЕЛЬ БИОЛОГИИ МОУ СОШ 17 Г. ЧЕБОКСАРЫ ЧИТНАЕВА Л. Н.
ЦЕЛЬ КУРСА: СФОРМИРОВАТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ВЗАИМОСВЯЗИ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА И СРЕДЫ ОБИТАНИЯ
ЗАДАЧИ КУРСА: 1. ОБОБЩИТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ ИНФОРМАЦИЮ, ПОЛУЧЕННУЮ УЧАЩИМИСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ БИОЛОГИИ, ГЕОГРАФИИ, ХИМИИ, ФИЗИКЕ; 2. РАСШИРИТЬ ЗНАНИЯ О СУТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ; 3. ПОМОЧЬ ОСОЗНАТЬ ОПАСНОСТЬ АНТРОПОГЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ЕЁ БЕСКОНТРОЛЬНОСТИ; 4. НАУЧИТЬ «СМЯГЧАТЬ» ПОСЛЕДСТВИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ; 5. СФОРМИРОВАТЬ УМЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО ПРИОБРЕТАТЬ И ПРИМЕНЯТЬ ЗНАНИЯ
ОСНОВНАЯ ИДЕЯ КУРСА ПРАКТИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ЭКОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА КАК НАУКИ, ИЗУЧАЮЩЕЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ ПРАКТИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ЭКОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА КАК НАУКИ, ИЗУЧАЮЩЕЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ
СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ВКЛЮЧАЕТ СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ВКЛЮЧАЕТ С ОВОКУПНОСТЬ СВЕДЕНИЙ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ НЕОБХОДИМЫЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ О НЕГАТИВНЫХ ТЕНДЕНЦИЯХ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ, ОБУСЛОВЛЕННЫХ ВОЗДЕЙСТВИЕМ РАЗЛИЧНЫХ АНТРОПОГЕННЫХ ФАКТОРОВ. З НАНИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ И ЭКОЛОГО- ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ АДАПТАЦИИ ЧЕЛОВЕКА К РАЗЛИЧНЫМ КЛИМАТО - ГЕОГРАФИЧЕСКИМ И АНТРОПОГЕННЫМ ФАКТОРАМ СРЕДЫ ПОЗВОЛЯЕТ РАЗРАБОТАТЬ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БОЛЕЗНЕЙ, СВЯЗАННЫХ С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ
МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ УЧЕБНО- ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ЛЕКЦИИБЕСЕДЫ ДОКЛАДЫ И РЕФЕРАТЫ УЧАЩИХСЯ ДИСКУССИИКОНСПЕКТИРОВАНИЕ АНАЛИЗ ТАБЛИЦ И СХЕМ
МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ ЗА УСВОЕНИЕМ ЗНАНИЙ ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС ВЗАИМООПРОСТЕСТЫДИКТАНТЫ ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
П РОГРАММА УЧИТЫВАЕТ РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ. С ЭТОЙ ЦЕЛЬЮ НЕОБХОДИМО ПРИВЛЕКАТЬ К УЧЕБНЫМ ЗАНЯТИЯМ ПУБЛИКАЦИИ ИЗ МЕСТНОЙ ПРЕССЫ, РАДИО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ, СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ И МАТЕРИАЛЫ МЕСТНЫХ ЦЕНТРОВ САНИТАРНО- ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА. С ЭТОЙ ЦЕЛЬЮ НЕОБХОДИМО ПРИВЛЕКАТЬ К УЧЕБНЫМ ЗАНЯТИЯМ ПУБЛИКАЦИИ ИЗ МЕСТНОЙ ПРЕССЫ, РАДИО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ, СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ И МАТЕРИАЛЫ МЕСТНЫХ ЦЕНТРОВ САНИТАРНО- ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА. П РЕДЛАГАЕТСЯ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К УЧАЩИМСЯ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ -34 ВВЕДЕНИЕ 1.ВЛИЯНИЕ АБИОТИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА (3 Ч) КЛИМАТИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ВОЗДУХ И ЧЕЛОВЕК РОЛЬ СВЕТА И ЦВЕТА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА 2. ВЛИЯНИЕ БИОТИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА (2 Ч) МИР РАСТЕНИЙ – ИСТОЧНИК ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ ЧЕЛОВЕК И ЖИВОТНЫЕ 3. ВЛИЯНИЕ АНТРОПОГЕННЫХ ФАКТОРОВ НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА (11 Ч) ЭКОТОКСИКАНТЫ ТРАНСПОРТ И ЧЕЛОВЕК ВОЗДЕЙСТВИЕ ШУМА НА ОРГАНИЗМ МУЗЫКА И СМЕХ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
КОМПЬЮТЕРЫ, СОТОВАЯ СВЯЗЬ И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА ИОНИЗИРУЮЩИЕ И ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ИЗЛУЧЕНИЯ ПРЕПАРАТЫ БЫТОВОЙ ХИМИИ ПРОБЛЕМА БЫТОВОГО МУСОРА ВЛИЯНИЕ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА ВЛИЯНИЕ ИНТЕРЬЕРА ПОМЕЩЕНИЙ НА СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА ТОКСИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА 4.ЭКОЛОГИЯ ГЕНОФОНДА (8 Ч) ЧЕЛОВЕК И НАРКОТИКИ КУРЕНИЕ И ЕГО ВРЕД ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ АЛКОГОЛЬ И ЕГО ВРЕД ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ СПИД ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И СЕЗОННЫЕ БОЛЕЗНИ МЕДИЦИНА И ЛЕКАРСТВА МЕДИЦИНА БЕЗ ЛЕКАРСТВ ПОСЛЕДСТВИЯ БИОТЕХНИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
5.ОСНОВЫ ПРАВИЛЬНОГО ПИТАНИЯ (5 Ч) РАЦИОНАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ СРСТАВ И КАЧЕСТВО ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ ЧТО ИЗВЕСТНО О НИТРАТАХ ПИЩЕВЫЕ ДОБАВКИ МИКРОЭЛЕМЕНТЫ И ИХ РОЛЬ В ОРГАНИЗМЕ ЧЕЛОВЕКА 6. СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА (2 ч) СТРЕСС КАК ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСТОТЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ СТРЕССОРОВ 7.ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ХРОНОБИОЛОГИИ (1 Ч) БИОЛОГИЧЕСКИЕ РИТМЫ ЗАКЛЮЧЕНИЕ (1 Ч) ИТОГОВАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА»
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ