Основные направления деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации в области совершенствования медицинской помощи матери и ребенку
2 Основная стратегическая перспективная цель – снижение материнской, младенческой (0- 12мес) и детской (0-4г) смертности, смертности детей (0-17лет) снижение материнской, младенческой (0- 12мес) и детской (0-4г) смертности, смертности детей (0-17лет) снижение инвалидности с детства снижение инвалидности с детства обеспечение качества и доступности медицинской помощи матерям и детям обеспечение качества и доступности медицинской помощи матерям и детям Основные задачи: Развитие профилактического направления Развитие профилактического направления Анализ инфраструктуры службы и обоснование Анализ инфраструктуры службы и обоснование ее развития ее развития Совершенствование медицинской помощи детям, в том числе при тяжелых хронических заболеваниях Совершенствование медицинской помощи детям, в том числе при тяжелых хронических заболеваниях Подготовка кадров Подготовка кадров
Материнская и младенческая смертность Материнская смертность (на родившихся живыми) С 2005г материнская смертность снизилась на 36% Младенческая смертность (на родившихся живыми) С 2005г младенческая смертность снизилась на 33% Начат учет новорожденных с 500г Выживаемость новорожденных массой 500 – 999г в акушерских стационарах (%) 3 Минздравом проводятся ежемесячные селекторы с анализом всех случаев смерти детей до 17 лет, клиническими разборами, отчетами курирующих субъекты федеральных учреждений
ПлодНоворожденныйРебенок Название мероприятия Мероприятие ПНП «Здоровье» Новый алгоритм дородовой диагностики Мероприятие ПНП «Здоровье» Неонатальный и аудиологический скрининг Приказ Минздрава России 1346н от 21 декабря 2012г Новый порядок диспансеризации детей 0-18 лет Финансовое обеспечение Федеральный бюджет 2012г.-769,3млн.руб. 2013г – 850 млн.руб 2014г – 850 млн.руб. Федеральный бюджет 2012г.-695,1млн.руб. 2013г – 614,4 млн.руб 2014г – 614,4 млн.руб Средства ФОМС 2013г – 35 млрд.руб. КомментарийУчаствовали: 2010г – 3 субъекта 2011г – 29 субъектов 2012г – 56 субъектов 2013г – 72 субъекта Улучшение выявляемости врожденных аномалий плода Неонатальный скрининг с 2006г – проведено 50 млн. исследований. Предотвращена тяжелая инвалидность или смерть 7 тысяч детей -Углубленные осмотры в критические периоды жизни ребенка -Ежегодная углубленная диспансеризация детей-сирот -Закупаются 187 мобильных комплекса для диспансеризации в отдаленных районах Для обеспечения профилактики и ранней диагностики финансовые ресурсы предусмотрены Необходимо укрепление первичного звена здравоохранения Ранняя диагностика заболеваний 4
Схема ежегодной диспансеризации детского населения 5 Предусмотрен мониторинг в информационно- аналитической системе Минздрава.
6 Ежегодно проводится диспансеризация более 1 млн. подростков, у 12,6% выявлены заболевания, связанные с нарушением репродуктивной. 92% обратимы при своевременном лечении Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 февраля 2013 г. 72н «О проведении диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации» По оперативным данным органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в регионах утверждены планы-графики проведения диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Согласно представленным регионами данным запланировано проведение диспансеризации в первом квартале 16,4% детей в апреле – 40,3% детей в мае – 35,9% детей в июне – 7,6% детей Разработан план дополнительных осмотров детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в стационарных учреждениях, и являющихся инвалидами. Осмотры силами специалистов федеральных учреждений подведомственных Минздраву России и РАМН
7 77 Меры по совершенствованию системы медицинского обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 декабря 2012 г «О некоторых мерах по реализации государственной защиты детей-сирот 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» 1. Утверждены: постановление Правительства Российской Федерации от «О мерах по совершенствованию организации медицинской помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей» постановление Правительства Российской Федерации от «Об утверждении перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить (удочерить) ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную или патронатную семью» приказ Минздрава России от 15 февраля 2013 г. 72н «О проведении диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации» (зарегистрирован Минюстом России 2 апреля 2013 г. регистрационный номер 27964) приказ Минздрава России от 28 февраля 2013 г. 96н «О внесении изменения в приложение 1 к Порядку направления граждан Российской Федерации в федеральные государственные учреждения, находящиеся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, для оказания специализированной медицинской помощи, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 апреля 2010 г. 243н «Об организации оказания специализированной медицинской помощи» приказ Минздрава России от 28 февраля 2013 г. 97н «О внесении изменения в приложение 1 к Порядку направления граждан Российской Федерации в федеральные государственные учреждения, находящиеся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, для оказания специализированной медицинской помощи, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 апреля 2010 г. 243н «Об организации оказания специализированной медицинской помощи»
8 88 Меры по совершенствованию системы медицинского обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 декабря 2012 г «О некоторых мерах по реализации государственной защиты детей-сирот 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» 2. Разработаны и согласованы: проект приказа «Об утверждении Порядка диспансеризации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе усыновленных (удочеренных), принятых под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью» проект приказа «Об утверждении Порядка медицинского освидетельствования граждан, намеревающихся усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также формы заключения о результатах медицинского освидетельствования таких граждан с определением срока его действия 3. Внесены в Государственную Думу предложения по внесению изменений в Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусматривающие: отнесение полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе усыновленных (удочеренных), принятых под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью, лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, к полномочиям, переданным Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации и осуществляемым за счет средств субвенций из федерального бюджета регламентацию организации системы медицинского сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с наделением соответствующими полномочиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации
10,1-17,7 8,7-10 7,0-8,6 3,5-6,9 Картограмма младенческой смертности (на 1000 родившихся живыми) в Российской Федерации (январь - декабрь 2012 г.) Российская Федерация – 8,7 Проведен математический мультипараметровый анализ влияния на младенческую и материнскую смертность 34 факторов. На первые места вышли обеспеченность акушерскими стационарами и перинатальными центрами (F1), плотность населения (F2), кадровая обеспеченность (F3), количество мигрантов и сознательное отношение женщин к беременности (ранняя явка в женскую консультацию). 9 Выраженная дифференциация показателя младенческой смертности требует анализа состояния инфраструктуры службы
10 - потребность в перинатальном центре -имеющиеся перинатальные центры Потребность в строительстве перинатальных центров
Потребность в строительстве детских стационаров (детские больницы и реабилитационные центры)1 - имеющиеся детские стационары и их количество в субъекте - потребность в детских стационарах 11
Потребность в строительстве, реконструкции и капитальном ремонте учреждений родовспоможения и детства Количество объектов ВСЕГО: Наличие проектной документации Перинатальные центры Детские стационары Родильные дома Родильные отделения свыше 30 коек естьнет ИТОГО: Мероприятия по совершенствованию организации медицинской помощи женщинам и детям, в том числе: Строительство Реконструкция Капитальный ремонт Строительство и реконструкция федеральных объектов
13 Для обеспечения качества помощи министерством утверждены и зарегистрированы в Министерстве юстиции 13 порядков оказания медицинской помощи детям и 9 порядков помощи взрослым и детям. Зарегистрировано Министерством юстиции 180 стандартов помощи детям и 82 стандарта помощи взрослым и детям. Совершенствование медицинской помощи детям, в том числе при тяжелых хронических заболеваниях Утвержденные стандарты соответствуют всем основным классам заболеваний. Дополнительно планируется утверждение еще 50 стандартов помощи детям. Средняя стоимость случая оказания стационарной медицинской помощи детям в соответствии со стандартами медицинской помощи составляет в 2013г рублей (в 2012г рублей). Темп роста %.
14 Объемы высокотехнологичной медицинской помощи детям за период 2008 г. – 2013 г. (чел.) Потребность в ВМП детям удовлетворяется полностью, срок ожидания при плановой помощи не превышает 30 дней, в среднем составляет 14 дней. Потребность в медицинских услугах беременных женщин и детей Оказание детям специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи
Подготовка кадров акушеров-гинекологов и неонатологов в симуляционных центрах 15 В настоящее время в рамках ПНП «Здоровье» открыто 8 симуляционно- тренинговых центров, для которых разработаны инновационные программы. В настоящее время в рамках ПНП «Здоровье» открыто 8 симуляционно- тренинговых центров, для которых разработаны инновационные программы. Прошло обучение мануальным навыкам 1300 специалистов Прошло обучение мануальным навыкам 1300 специалистов Планируется открытие еще 10 симуляционных центров к 2015г. Планируется открытие еще 10 симуляционных центров к 2015г.