1 Роль гражданского общества в реализации задачи модернизации и повышения эффективности ТЭК России Доклад члена Общественной палаты Российской Федерации Либета А.А.
2 Федеральный закон от ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» Создает реально действующие правовые, экономические и организационные основы стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности. В законе определены обязательства органов власти, государственных учреждений, муниципальных образований, в ряде случаев с указанием конкретных сроков реализации.
3 Основные положения Федерального закона «Об энергосбережении и энергетической эффективности» 1.ЗАПРЕТ НА ОБОРОТ ЭНЕРГОРАСТОЧИТЕЛЬНЫХ ТОВАРОВ 2.ВВЕДЕНИЕ КЛАССОВ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ ТОВАРОВ 3.ТРЕБОВАНИЯ ПО УСТАНОВКЕ ПРИБОРОВ УЧЕТА ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ЭНЕРГОРЕСУРСОВ 4.ТРЕБОВАНИЯ К ЗДАНИЯМ, СТРОЕНИЯМ, СООРУЖЕНИЯМ 5.МЕРЫ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ В ЖИЛОМ ФОНДЕ 6.РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ОБСЛЕДОВАНИЙ И ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ СЕРВИСОВ 7.МЕРОПРИЯТИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА 8.РЕГИОНАЛЬНЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ПО ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЮ И ПОВЫШЕНИЮ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ 9.МЕРОПРИЯТИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ В СФЕРЕ ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 10.МЕРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПОВЫШЕНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ В ЧАСТНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ
4 Рабочая группа по вопросам энергообеспечения, энергоэффективности энергосбережения До принятия Закона, в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от года 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики» в Общественной палате Российской Федерации была создана Рабочая группа по вопросам энергообеспечения, энергоэффективности и энергосбережения на территории Российской Федерации (далее – Рабочая группа). В течение 2009 года Рабочая группа активно участвовала в разработке общественных рекомендаций по проекту Федерального закона об энергосбережении В рамках Рабочей группы проходят заседания с участием представителей профильных федеральных органов исполнительной власти, общественных организаций и представителей экспертного сообщества. Рабочая группа объединяет ведущих экспертов в области энергосбережения, имеет налаженные контакты с ведущими отечественными и зарубежными производителями энергоэффективного оборудования и технологий.
5 Общественнозначимые мероприятия Рабочая группа Общественной палаты РФ совместно с другими институтами гражданского общества в 2010 году провела следующие общественнозначимые мероприятия: с фондом им. В.И. Вернадского принято решение о создании общественного движения «Зеленая энергия России» с институтом устойчивого развития проведен Социальный форум по энергоэффективности и изменению климата
6 Зеленая энергия России Целью нового общественного движения станет поддержка действий президента России Дмитрия Медведева по модернизации экономики, развитию энергосберегающих и энергоэффективных технологий, снижающих негативное воздействие на окружающую среду Задачами создания общественного движения "Зеленая энергия России" станет формирование постоянно действующей площадки для обмена актуальной информацией по вопросам энергосбережения и энергоэффективности, организация диалога между представителями гражданского общества и государственными структурами, занятыми реализацией программ в области энергосбережения и энергоэффективности и разработка дополнений и изменений в законодательные акты, а также новых законодательных актов, касающихся этих вопросов
7 Социальный форум по энергоэффективности и изменению климата. 23 марта 2010 г. в Общественной палате РФ состоялось второе заседание Социального форума по энергоэффективности и изменению климата. Социальный форум – это постоянно действующая площадка, объединяющая представителей общественности, бизнеса и научного сообщества для обеспечения активного участия гражданского общества в выработке и реализации предложений в области повышения энергоэффективности и инновационного устойчивого развития страны. Задача Форума, как неформального объединения, способствовать развитию международного сотрудничества по предотвращению изменений климата, повышению энергоэффективности, организации рынка экосистемных услуг. В мероприятии приняли участие более 150 человек, среди них представители более 50 регионов России (специалисты в области энергосбережения, общественные организации, молодежные, представители региональных Общественных палат, ВУЗов).
8 Общественный контроль реализации закона об энергоэффективности субъектами Федерации и муниципальными образованиями. Проведенные встречи с руководителями субъектов Российской Федерации показывают, что многие региональные руководители, а в особенности муниципального уровня не осознают значения и важности задач повышения энергоэффективности и энергосбережения. Программы многих субъектов делаются формально (без указания конкретных проектов, источников финансирования, механизмов их реализации). Во многих субъектах и большинстве муниципальных образований до сих пор отсутствуют персонально ответственные за осуществление мероприятий в сфере энергосбережения и энергоэффективности. Регионы, а в особенности муниципальные образования, не чувствуют поддержки со стороны федеральных органов власти, не знакомы с методами и механизмами реализации закона, механизмами государственной поддержки. По сути, важнейшая государственная задача сводится к банальной «замене лампочек».
9 Популяризация энергосбережения и энергоэффективности на государственном уровне Успех в реализации программ повышения энергоэффективности, положительный опыт внедрения технологий энергосбережения в общественном сознании должен иметь такую же оценку, как космонавт или великий физик- ядерщик в СССР. Страна должна гордиться такими людьми. Положительный опыт Союза ССР по реализации масштабных программ модернизации, таких как освоение космоса, развитие атомной энергетики и другие, показывает, что решение таких задач невозможно без привлечения широких народных масс. Люди должны быть увлечены идеей, она должна быть популярной. Опыт европейских государств также свидетельствует о необходимости сделать идею энергоэффективности, рационального и экологичного энергопотребления в подлинном смысле национальной идеей.
10 Роль Общественной палаты и институтов гражданского общества Общественный совет при ФСТ России Общественный совет при МВД России Общественная палата Самарской области Общественная палата Иркутской области Общественная палата Московской области Общественная палата Российской Федерации и создаваемые при ее поддержке институты гражданского общества (Общественные советы субъектов федерации, Общественные советы при федеральных и региональных органах исполнительной власти) являются действенным инструментом участия общества в решении общенациональных задач. Общественный советы при министерствах и ведомствах
11 Роль Общественной палаты и институтов гражданского общества в вопросах энергоэффективности Общественный совет при министерстве энергетики РФ В профильных министерствах – Министерстве энергетики РФ и Министерстве экономического развития РФ до сих пор не созданы Общественные советы, представители гражданского общества недостаточно активно привлекаются к работе соответствующих комиссий и рабочих групп Правительства РФ. Общественный совет при министерстве экономического развития РФ
12 Усиление роли Общественной палаты и институтов гражданского общества В рамках усиления роли ОП РФ и Общественных палат субъектов Федерации НЕОБХОДИМО: Создать общественные советы при всех органах исполнительной власти. Разработать совместную программу Общественной палаты Российской Федерации (Рабочая группа по вопросам энергообеспечения, энергоэффективности и энергосбережения) и профильных министерств (Министерства энергетики России и Министерства экономического развития России) по внедрению идеи энергоэффективности в общественное сознание с целью скорейшего решения задач, поставленных руководством России.
13 Всероссийский конкурс «Энергосбережение и энергоэффективность России» Рабочая группа осуществляет проведение Всероссийского конкурса по эгидой Общественной палаты Российской Федерации «Энергосбережение и энергоэффективность России», в рамках которого будут оцениваться программы энергосбережения регионов России, муниципальных образований, ресурсоснабжающих организаций, организаций, внедряющих энергосберегающие и энергоэффективные технологии. В рамках конкурса будет обеспечена пропаганда для населения и государственных органов лучших примеров энергосбережения в регионах России, энергоэффективного потребления.
14 Организаторы конкурса Участники Конкурса. Для участия в конкурсе приглашаются представители органов власти субъектов РФ, муниципальных образований и самоуправления, предприятия, организации всех форм собственности, организационно-правового статуса и ведомственной принадлежности, физические лица, участвующие в разработке и выполнении мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности
15 Номинации конкурса Лучшая региональная (территориальная) программа энергосбережения и повышения энергоэффективности Лучшая программа энергосбережения на предприятиях (в организациях) различных отраслей экономики и организационно-правовых форм»: Энергоэффективное предприятие» своей отрасли: Энергоэффективный объект» Лучшая энергосервисная и энергоаудиторская компания. Лучшее предприятие – производитель энергосберегающего оборудования Лучшее предложение по возобновляемым источникам энергии. За лучшее информационное освещение вопросов энергосбережения и повышения энергоэффективности
16 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!