Классный час как одна из главных форм воспитания в школе.
это внешнее очертание, наружный вид, контуры предмета; внешнее выражение какого-либо содержания. это совокупность организаторских приемов и воспитательных средств, обеспечивающих внешнее выражение воспитательной работы (композиционное построение воспитательного мероприятия). Форма – Форма воспитательной работы –
Классификация форм воспитания: 1) по количеству участников: массовые (школьный бал), групповые (классное собрание), индивидуальные (беседа); 2) по видам деятельности: познавательно- развивающие (викторина), развлекательные (дискотека), по направлениям воспитательной работы (профориентационные, физкультурно- оздоровительные и т.п. дела); 3) по результату: информационный обмен (устный журнал), выработка общего решения (собрание), общественно значимый продукт (акция милосердия).
Классный час – это форма воспитательной работы, при которой школьники под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию системы отношений к окружающему миру.
Классный час выполняет следующие функции: 1)Просветительскую 2) Ориентирующую 3) Направляющую 4) Формирующую
Типы классного часа: Нравственный классный час Цели: Просвещение учащихся с целью выработки собственных нравственных взглядов, суждений, оценок Изучение, осмысление и анализ нравственного опыта поколений Создание условий для критического осмысления и анализа собственных нравственных поступков, поступков сверстников и одноклассников Создание условий для развития нравственных личностных качеств (доброта, желание помогать людям, умение признавать свои ошибки, отстаивать т. з и уважать чужую т. з., и др.)
Воспитание – постоянное обращение к аккумуляторам культуры. Щуркова Надежда Егоровна Искусство ( картина, слово, мелодия, танец И т.д.) Персоналии ( описание жизни какого- либо человека, биография, факт из жизни великого человека…) Материальная Ценность ( «распредметить предмет» и увидеть в нём заботу о человеке). Наука ( этика, эстетика, прикладная философия, право, гигиена.) Мораль ( говорит языком правила)
Интеллектуально-познавательный классный час Цели: Создание условий для Развития познавательный интерес учащихся Развития умение осознавать свои индивидуальные возможности, стремление к самосовершенствованию Тематический классный час Цели: Создание условий для Развития кругозора учащихся Духовного развития учащихся, формирования их интересов и духовных потребностей
Информационный классный час Цели: Создание условий для Формирования у учащихся сопричастности к событиям и явлениям общественно- политической жизни своей страны, своего города, района. Применения знаний, полученных на уроках истории и граждановедения Формирования своего отношения к происходящему Развития исследовательских умений
Формы классного часа: Беседа (эстетическая, нравственная) Диспут Встречи с интересными людьми Викторины по различным областям знаний Дискуссии КВНы Интерактивные игры Игры-путешествия Тренинги Читательские конференции и др.
Классный руководитель выбирает содержание и форму проведения классного часа, исходя из: Возрастных и психологических особенностей школьников Целей и задач, которые он ставит Нравственных представлений, интересов, потребностей учащихся
Система действий при подготовке и проведении воспитательного мероприятия: Определить тему, сформулировать цель Составить план (сценарий) Подобрать соответствующий материал, наглядные пособия, музыкальное оформление и т. п. по теме Дать задание ученикам для предварительной подготовки (если это предусмотрено планом) Определить степень целесообразности участия в классном часе других педагогов или родителей
Советы по проведению классного часа От предметной информации к оценке информации От общих оценок к развернутым суждениям Внимание к выступлениям учащихся Акцент на важных моментах Размышления вместе с детьми Совместный поиск решений проблемы Учет психологических особенностей восприятия материала учащимися (слабое внимание смена деят-сти/ муз. пауза/ физминутка/острый вопрос) Участие детей в составлении плана классных часов (четверть/полугодие/ год) Выбор из нескольких предложенных.
Почему? Зачем? Потребности, особенности, интересы Что? Цель Как? Методы Формы работы Активность, вовлеченность, интерес, эмоциональное состояние учащихся Удачи, трудности И что мы с этого имеем? Результат, продолжение работы Самоанализ классного часа
Критерии эффективности классного часа Личностная значимость для учащихся К чему душа лежит, к тому и руки приложатся.
Комфортность, благоприятный психологический климат Естественные стремления человечества, приведенные к самому простому общему знаменателю, могут быть выражены в двух словах: «Чтоб всем было хорошо» (Н. А. Добролюбов)
Возможность для проявления и развития индивидуальных и творческих способностей школьников Дети – это цветы жизни. Нельзя… требовать, чтобы все цветы одинаково пахли (В. М. Дорошевич)
Обогащенность жизненного опыта учащихся Существовала некогда пословица, Что дети не живут, а жить готовятся. Но вряд ли в жизни пригодится тот, Кто, жить готовясь, в детстве не живет. (С. Маршак)
Духовно-нравственная ценность Познай, где свет, Поймешь, где тьма. (А. Блок)
Вовлеченность учащихся в подготовку и проведение классного часа Хоть выйди ты не в белый свет, А в поле за околицей, - Пока идешь за кем-то вслед, Дорога не запомнится. Зато, куда б ты ни попал И по какой распутице, Дорога та, что сам искал, Вовек не позабудется. (Н. Рыленков)