Уточнить представления учащихся о словах, которые нужно проверять и которые являются проверочными; ознакомить с правилом проверки написания слов с непроизносимыми согласными звуками в корне слова; Задачи: развивать умение подбирать однокоренные слова, сравнивать в них произношение и написание корня; упражнять в развитии устной и письменной связной речи; в составлении предложений, в письме под диктовку, в письме по памяти; развивать мышление, смекалку; воспитывать интерес к русскому языку, бережное отношение к окружающему миру.
опорные схемы, абаки с буквами, карточки со сло- вами, предметные и сю- жетные картинки на тему «Осень», сигнальные кар- точки «светофорчики».
Орг. момент: Организация рабочего места: « Все ль на месте... -Ребята, давайте настроимся на работу, улыбнемся друг другу и с хорошим настроением начнем наш урок. -Каким вы хотите видеть сегодняшний урок? - И так, мы продолжаем с вами путешествие по грамматическому царству, орфографическому государству. Посмотрите план нашего путешествия, где мы с вами должны побывать.
Названия остановок: « Чистописание» «Словознай-ка» «Вспоминай-ка» «Наблюдай-ка» «Думай-ка» «Знай-ка» «Поиграй-ка» «Составляй-ка »
« Чистописание». Установите закономерность подбора букв и определите, какие буквы будем прописывать на уроке. Вспомните ал- фавит. б г ж, з й, к м, н п, с у, и о -Буквы, стоящие между двумя верхними буквами, это - в д л в,д, л, т. т
-Значит, мы будем писать буквы - в, д. л, т. Напишите по три буквы. (Анализ написания букв:) -из каких элементов состоят буквы? -что общего в написании букв –в- и –д-; -л- и –т-? Что можете сказать про эти буквы?.- Найдите лишнюю букву.
-Запишите слова, начинающиеся на эти буквы. (Ученики записывают слова в тетради и на доске.): вагон, ванна, вперед, девочка, до свидания, дрожжи, лимон, лопата, лачуга, товарищ, троллейбус, терраса. -Обозначьте орфограммы. (Проверка написания слов с помощью «светофорчиков»). -На какие группы можно их разбить? По каким признакам? -Что можете сказать про эти слова? (Одушевленные и неодушевленные, с непроверяе- мыми безударными гласными –а-, -о-,-е-.в корне; слова, состоящие из двух и трех слогов; слова с удвоенными согласными; лишнее слово –вперед- т. к. все слова отвечают на вопросы кто? что?, а это- на вопрос куда? и т. д.)
-Представьте себе большое орфографическое царст- во. Оно принадлежит трем сестрам-орфограммам – согласным буквам. - Вспомните, одна из них следила, чтобы на конце и в середине писалась нужная буква. Как зовут ее? « Парная согласная» - Как вы думаете, о чем заботилась вторая сестра- орфо- грамма? -Писать удвоенную согласную в корне слова. -Чем же занималась третья сестра? Кто были ее поддан- ные? Об этом мы узнаем на сегодняшнем уроке.
-Запишите в транскрипции слово известный (изв»эсный»). Сколько в этом слове звуков? (8) -Интересно, а сколько букв? Подберите однокоренные слова. (Ученики называют и записывают их на доске и в тетради.) Весть, вестник, известие, известно, весточка. -Какой корень в этих словах ? (-вест-) -Как мы запишем слово известный? Проговорите по слогам. Произносится ли в этом слове звук (т)? А буква пишется? -Какое название можно дать звуку, который не произносится? (ученики предлагают варианты названий.) -Непроизносимый согласный, потому что при произношении его не слышно, он не произносится.
Упр.75, с.58. -Прочитайте слова. В каких еще словах не произносится звук(т)? Как вы думаете почему? Где находится этот звук в слове? (Анализ слов, ответы детей,.) И так, сколько букв в слове известный? (9). Почему? -Есть ли еще слова с такими «молчаливыми» звуками? -Как вы думаете? Прочитайте слова: Звезда- Солнечный- Здоровье- -На какой вопрос отвечает слово –звезда-? -Подберите однокоренное слово, отвечающее на вопрос –какой? -Как нужно писать это слово? Почему? -К слову –солнечный- подберите однокоренное слово, отвечающее на вопрос –что? Как запишете это слово? солнце звездный здравствуй
--От следующего слова образуйте слово, означающее пожелание здоровья. Что это за слово? Запишите. -Слова какого столбика являются проверочными? Почему? (Произносятся все согласные в корне.) -Какие непроизносимые согласные звуки встретились вам в словах? -(д). (т),(в), (л). -Как проверить написания слов с непроизносимыми согласными? (Уч-ся формулируют правило о проверке написания слов с непроизносимыми согл.) (…нужно подобрать проверочное слово, в котором все согласные звуки произносятся.) -Грустить- грустный, сердечкосердце. Физминутка. (Проводит ученица под музыку «Учат в школе».)
-На этой остановке мы поупражняемся в применении правила правописания слов с непроизносимыми согласными звуками в корне слова Помогите нашему сказочному другу образовать однокоренные слова: с непроизносимым согласным звуком и запишите их. Честь- Радость-… Счастье- -Обозначьте орфограмму. 2). –Спишите словосочетания, заменяя выделенное слово близ- ким по значению с непроизносимым согласным. Здешний житель – Пасмурный день – Правдивый ответ -- честный радостный счастливый местный ненастный честный
3). Письмо под диктовку с комментированием. Красна девица грустит: Ей не нравится весна, Ей на солнце жарко! Слезы льет бедняжка… -Вспомните имя главной героини этой сказки, о которой говорится в стих. А. Шибаева. Запишите это имя. Обозначьте орфограммы. 4).Письмо по памяти. Здра_ствуй, кня_ь ты мой прекрасный. Что ты тих, как день ненас_ный? (А.С. Пушкин). -Вставьте в слова пропущенные буквы, напишите к ним прове- рочные слова. в з т
т т т т т т 1..Тот, кто принимает в чем-либо участие. 5. Синоним к слову «смелый» 2. Большая морская птица. 6.Слово, которое означает по- 3. Речь, которая звучит, произносится. желание здоровья. 4.Синоним к слову «печальный» у ч а с ни к б у рев е сн и к ус ная грус н ый до б лесны й з д рав с в уй те
-Кто быстрее допишет слово, то и победитель.... тный радо… злос…... сча…. трос….. ………ница -Подберите проверочные слова к данным. -Обозначьте знакомые орфограммы. извес тный тник стный стливый капуст
-Рассмотрите картинки, составьте и запишите 4- 5 предложений по опорным словам, используя слова с непроизносимыми согласными. Озаглавьте. Осень, дни, ненастные, небо, солнце, тучи, деревья, листья, ветер, дождь, птицы, грустно, тихо. -Подчеркните слова с непроизносимыми согласными.
-Чему учились на уроке? -С какой новой орфограммой вы позна- комились? -Какое правило надо знать, чтобы не ошибиться в написании слов с непро- износимым согласным звуком? -Что понравилось ?
правило с.61; упр. 1стр.72; повторить словарные слова стр. 55.