Тема урока: «Наша Жучка» УМК «Школа России» Литературное чтение, 3класс Соавтор: Малахова Т.С. 1
2
Сегодня мы познакомимся с неизвестным для нас автором и его произведением. Прочитайте фамилии авторов и запишите буквы по годам рождения авторов. РПришвин1873 УТолстой1828 ВКургузов1962 ОДрагунский1913 ДУшинский1824 Назовите фамилию нового автора Дуров Владимир Леонидович 3
Вы правильно определили. Сформулируйте I часть темы урока. Произведение В.Л. Дурова. Рассмотрите картинки. Назовите животных, которые изображены на них. Подумайте, что надо сделать с названиями этих животных? Нужно прочитать названия произведения по первым буквами названия животных. Что получилось? «Наша Жучка». 4
Тема урока В.Л. Дуров и его произведение «Наша Жучка». Наши цели : Познакомиться с _____________ и его творчеством, произведением ____________. Учиться анализировать ____________ Учиться _________ произведение выразительно и _________ отвечать на ________. Прочитаем текст и вставим пропущенные слова. В.И.Дуровым «Наша Жучка» прочитанное читать правильно вопросы Приступим к работе над первой частью цели нашего урока. Что вы знаете или слышали об авторе произведения, В.Л. Дурове? Ребята, я буду рассказывать биографию автора по частям. Вы, внимательно слушая, составите план моего рассказа. Каждый пункт плана должен быть озаглавлен с помощью одного слова. 5
В.Л. Дуров – знаменитый русский дрессировщик и учёный. Он родился в Москве в 1863 году в дворянской семье. Его родители рано умерли. Его и брата Анатолия воспитывал крёстный. С детства Володю тянуло к животным, он мечтал о цирке. Но крёстный отдал Володю и его брата в военную гимназию. Там их учили маршировать, стрелять. Но гимназию они не закончили. Когда Володя подрос, он убежал из дома и поступил в балаган к циркачу Ринальдо. Он завёл себе собаку Бишку, гуся Сократа. Володя дрессировал их не побоями и палкой, а терпеливо приучал к себе. О дрессировке зверей позднее он написал книгу. В 1912 году в Москве он открыл уголок зверей, который позднее стал Театром зверей. Звери в театре показывали сказку «Терем-теремок», басни Крылова. Мыши представляли аттракцион «мышиная железная дорога». В спектаклях участвовали дрессированные медведи, морские львы, обезьяны, лисы, и другие животные. 6
1Семья 2Учёба 3Дрессировка 4Театр Что получилось? Новые для вас слова встретятся в тексте Надзиратель – лицо, которое занимается надзором над кем-нибудь (наблюдатель). Жребий – условный предмет (монета, билет), вынимаемый из числа одинаковых предметов для разрешения спора. Приговор – решение суда после слушания судебного дела. Зная, кто такой В.Л. Дуров, название его произведения и трудные слова из текста, попытайтесь определить, о чём в нём пойдёт речь. Давайте проверим, насколько правильны ваши мысли. Послушайте внимательно произведение «Наша Жучка» В.Л. Дурова. 7
Какие чувства мы испытали при прослушивании этого произведения? Чувства страха и тревоги за Жучку. К какому жанру относится это произведение? Назовите его признаки. Это рассказ, так как признаки рассказа: Повествовательность. Небольшой объём. Небольшое количество героев. Описание одного сюжета. Вы правы. 8 физминутка
Анализ произведения Что вы узнали об учащихся военной гимназии? Их учили стрелять, маршировать, отдавать честь, брать на караул. Значение некоторых слов. Отдавать честь – приветствовать, прикладывая руку к головному убору. Брать на караул – отдать честь ружейным приёмом. Плац – площадь для военных парадов, строевых занятий. Самосуд – самочинная расправа над кем-нибудь без ведома суда, властей. После какого события надзиратель изменил отношение к любимой собаке гимназистов и в чём это проявилось? Надзиратель изменил отношение к собаке после того, как завёл себе свою собаку. Это проявилось в негуманном отношении к собаке. Он её жестоко бил, мучил, плеснул кипятком. 9
Что задумали ребята? С какой целью? Ребята задумали отомстить надзирателю, чтобы его проучить, чтобы он так больше не делал. Правильно ли поступили гимназисты, решив казнить собаку надзирателя? Неправильно, так как собака надзирателя ни в чём не виновата, дети не имели права учинять самосуд никому, ни собаке, ни надзирателю. Любое проявление жестокости нельзя считать правильным поступком. Как вы оцениваете действие палача? Володя поступил неправильно. Нельзя быть жестоким. 10
Давайте зачитаем этот отрывок в тексте. «…Я накинул Жучке на шею верёвку… Убитая собачка осталась там…» Какие качества Володи взяли верх? В нём боролись жалость и то, что он должен это сделать, но Володя всё равно совершил казнь. Когда в человеке борются противоречивые чувства, то предпочтение следует отдавать гуманным чувствам, которые помогают в проявлении любви, а не жестокости. Как вы считаете, почему собака не проявила чувства озлобленности? Собака ничего не поняла, восприняла всё, как игру. Как случившееся повлияло на дальнейшую жизнь Володи? Володя понял, что нужно быть гуманным по отношению к животным. Он решил посвятить свою жизнь дрессировке животных только с помощью любви и ласки. 11
План Две жучки. 2. Как проучить? 3.Жребий вытянут. 4. Казнь собаки. 5. Утро.
Вывод: Нужно правильно оценить свой поступок и, учась на своих ошибках, строить дальнейшую жизнь правильно. Человек переосмысливает свои действия, и последующую жизнь построит правильно. Обобщение по произведению. Какова идея этого произведения? Что хотел сказать автор этим произведением? Быть жестоким нельзя, это плохо. Когда в человеке борются противоречивые чувства, то предпочтение следует отдавать гуманным чувствам, которые помогают в проявлении любви, а не жестокости. Учись на ошибках и строй дальнейшую жизнь правильно! 13
Творческая работа – Ребята, давайте проследим, как менялись чувства мальчика на протяжении всего рассказа и отразим эти чувства с помощью кружков разного цвета. Схема у вас на парте. Выбирая кружок, постарайтесь прокомментировать выбранный вами цвет. Проверим. Молодцы. С каким произведением, какого автора мы сегодня познакомились? Сегодня познакомились с произведением В.Л. Дурова «Наша Жучка». 14
Как бы вы хотели, чтобы к вам относились? Вы должны относиться к животным так, как бы вы хотели, чтобы относились к вам. Я уверена, что в ваших сердечках добра стало немного больше. И я хочу, чтобы, став взрослыми, вы не растеряли запас доброты. Пусть будет больше доброты на свете, Жить помогает на земле она. Как парусному судну нужен ветер, Так доброта душе людской нужна. 15
16 Домашнее задание: с чт., переск.