Тема: В.И. Белов «Про Мальку» УМК «Школа России» Литературное чтение, 3класс Соавтор: Малахова Т.С. 1
Василий Иванович Белов 2
чувство от соприкосновения с простой невыдуманной жизнью, которая многих из вас окружает ежедневно, а некоторым порой кажется обыденной и малоинтересной. Человек будет добрее и лучше,если по-прежнему останется неравнодушен ко всему живому- будь то синица, постучавшая в замороженное окно, одинокий кустик у дороги, или собака, стремящаяся покормить своё дитятко, несмотря на разлившуюся реку…Об этом и напоминает писатель. Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением Василия Ивановича «Еще про Мальку» Прочитав эту маленькую книжку, вы испытаете светлое и радостное чувство от соприкосновения с простой невыдуманной жизнью, которая многих из вас окружает ежедневно, а некоторым порой кажется обыденной и малоинтересной. Человек будет добрее и лучше,если по-прежнему останется неравнодушен ко всему живому- будь то синица, постучавшая в замороженное окно, одинокий кустик у дороги, или собака, стремящаяся покормить своё дитятко, несмотря на разлившуюся реку…Об этом и напоминает писатель. 3
Книги, автором которых является Василий Иванович Белов 4
Есть ли край милей и глуше? Сосны, камни-валуны… Сердцу дорог клочок суши К ней вернулся блудный сын. 5
Любит Василий Иванович свою деревеньку. Там он жил подолгу и работал. Проверка домашнего задания -Перескажите текст от имени Мальки. (Рассказы учеников.) 6
Ф Е Д Я А В Т О Р М А Л Ь К А ЧК СЗ Ж Ц Щ Х С Л И Д И Я Ш 7
-Сиди! – осадила ее Лидия. – Сиди, никто не возьмет твоих шаромыжников! Кому они нужны… 9
Тест 1 Вопрос: Куда это Малька каждый день бегает? Выбрать правильный ответ: 1.Провожает автора кататься на лыжах. 2.Кормить свое дитятко. 3.Встречать хозяйку дома. 10
Ещё раз про Мальку. Так Малька и бегала ежедневно в ту деревню. Она ни разу не забыла свою обязанность. Между тем со всех сторон наступала весна. Снег таял, и речка сначала потемнела, потом разлилась. Малька всё бегала по лаве на ту сторону. Теперь, если и захочешь не по лаве, то не переберёшься на тот берег. Как-то утром я пошёл за водой, смотрю: за ночь река так разлилась, что вода подступила к самым баням. Широкое водное плёсо заполнило всю низину. Федя уже ездил на лодке, приглядывая места, где можно поставить верши. Работа над новым текстом. Чтение текста учителем. 11
Весело свистели прилетевшие ночью долговязые кулики. Постой, а где же лава? Я взглянул на то место, где обрывалась тропинка, и обомлел. Брёвен-то не было. Ночью их подняло водой и унесло. Всё. Связь с тем берегом оборвалась, подумалось мне, проехать можно только на Фединой лодке. А как же Малька? Малька была легка на помине. Я видел, как она подбежала к воде, сунулась туда, сюда. Везде одна вода, и лав не было. Малька ступила в воду и вдруг поплыла. Такая маленькая беспомощная собачка и не испугалась широкой быстрой реки и холодной воды! Я с волнением глядел, что будет дальше. А что дальше? Малька, видимо, изо всех сил плыла наперерез струям, но её несло всё дальше. Сил у неё было немного, а течение быстрое, и вот её несло по реке. Когда Мальку проносило мимо меня, я бросил ей какую-то дощечку. Чтение текста учениками цепочкой Я иду… 12
Чтение текста учениками цепочкой Но всё напрасно. Малька стремилась на тот берег. Я видел, как она, видимо выбиваясь из сил, с головой окунулась в воду. Я закричал Феде, чтобы он выловил Мальку. Федя и сам видел, к чему идёт дело, он поставил лодку поперёк течения и подправил её веслом, чтобы поймать собачонку. – Ой дура! Куды сунулась, – приговаривал он. – Ну, матушка, давай, давай сюда! Он бросил весло и рукой выхватил Мальку из ледяной воды. Наверное, ещё немного бы – и она захлебнулась, потому что была еле жива. – Матушка! – уговаривал её Федя. – Да разве дело? Его, дурака, ещё и кормить! Ведь большой уж, наверное, обормот, а ты всё бегаешь. Федя причалил к берегу и выпустил дрожащую от холода и ставшую совсем крохотной Мальку. – Беги, беги домой! – сказал он и обернулся ко мне. – Что значит животное. И мы оба ещё долго дивились Малькиной материнской верности. 13
дывая вить жали нул тели пригля поста подбе взгля свис 14
за-хлеб-ну-лась бес-по-мощ-на-я стре-ми-лась под-пра-вил 15
ЛАВА ПЛЁСО ВЕРШИ НИЗИНА ОБОРМОТ ОБОМЛЕЛ два стесанных бревна, перекинутых с одного берега на другой; глубокий участок реки; плетеная рыболовная снасть; низменное место; грубый и пустой человек, бездельник; оцепенел, ослабел от неожиданности, обмер 16
ФИЗМИНУТКА 17
18
«ВОДА»- желтый ряд, колонка под квадратом«РЕКА» - синий ряд, колонка под квадратом«СОБАКА»- синий ряд, колонка под треугольником 19
Тест 2 1.Малька стремилась на тот берег. 2.Малька, видимо, изо всех сил плыла на перерез струям, но ее несло все быстрее. 3.Малька испугалась широкой быстрой реки и холодной воды. 4. Малька, выбиваясь из сил, с головой окунулась в воду. «…Я с волнением глядел, что будет дальше?..» -А что дальше? 20
Сам погибай, а товарища выручай. Храбрый не тот, кто страха не знает, а кто узнал и навстречу ему идет? 21
нахлебалась- захлебнулась, причалил – приплыл, наловил- выловил, подбежала – прибежала, набиваясь – выбиваясь. 22
храбрая умная злая добрая заботливая ласковая верная кусачая глупая добрые злые глупые умные равнодушные верные заботливые ленивые трудолюбивые переживающие храбрые 23
«Верный и Малька» «Про баранов» «Галки и овцы»«Кот Рыжко» 24
Как все беды навалятся разом Об одном лишь молитву шепчу: Не утратить бы совесть и разум, А иначе я жить не хочу. 25
Домашнее задание: с.70-72чт., по выбору: - составить свой собственный рассказ о Мальке; - нарисовать понравившийся эпизод из жизни собачки. 26