Обобщающее повторение по теме: «Причастие»
Цели урока: систематизировать знания о причастии; формировать умения находить причастие и определять его грамматические признаки; находить и правильно писать орфограммы в причастиях; выделять запятыми причастный оборот; формировать навык поисковой и исследовательской деятельности; развивать мышление, устную и письменную речь; воспитывать у учащихся любовь к русскому языку.
Причастие – это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного. В. Даль
ОРФОЭПИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА. ЩАВЕЛЬ,СВЕКЛА,КРАСИВЕЕ,ХВОЯ, ЗВОНИТ,КОМПЬЮТЕР,КВАРТАЛ, ТОРТЫ,МАНЯЩИЙ,УМЕРШИЙ, ЖАЛЮЗИ,БАЛОВАТЬ,ХОДАТАЙСТВО
ВЕРИШЬ ИЛИ НЕТ? – Верите ли вы, что причастие изменяемая часть речи? – Верите ли вы, что причастия своим внешним видом похожи на прилагательные? – Верите ли вы, что причастия не связаны с глаголом? – Верите ли вы, что у причастия нет будущего времени? – Верите ли вы, что у причастий не может быть краткой формы? – Верите ли вы, что у причастия нет зависимых слов? – Верите ли вы, что правописание суффиксов причастий не зависит от спряжения глагола? – Верите ли вы, что причастие в предложении выполняет роль определения? – Верите ли вы, что причастия с НЕ всегда пишутся раздельно? – Верите ли вы, что знаете, что такое причастие и сможете его определить в любом тексте?
Вспомним, когда пишется -н-, -нн- у причастий Нарисованный, забрызганный, пересыпанное, запачканный, печёный пирог, топлёное молоко, испечённый, крашенный ими пол, маринованный, измучены долгой дорогой, купленный билет, арестованный, раненный пулей боец,решённый вопрос
Узнай суффикс Выкач..нное из гаража колесо. Выкач..нный из шины воздух. Замеш..нный в преступлении. Замеш..нное тесто. Выслуш..нные пожелания. Высуш..нное бельё. Застро..нный микрорайон.
Запишите предложения. Расставьте знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор первого предложения. На дворе шумел дождь (не) успокаивающийся вторые сутки. (Не) успевшие облететь листья дрожали на ветру. Редкие поля (не) убраны и оставлены до весны.
ИГРА « УГАДАЙ ПРИЧАСТИЕ» 1) Корень у этого слова такой же, как у слова выстилать. 2) Приставка – как у слова улетевший. 3) Суффиксов два: как у глагола награждаю и как у слова бывший. 4) Это причастие стоит в форме ед. числа, родит. падежа, женского рода
Орфографический диктант Ненаряженная елка; неподготовленная доска; не уважающий других; неразношенные сапоги; не сшитый, а связанный костюм; недостижимая цель; негодующий учитель; не рассказанная на ночь сказка; еще не подогретый обед; не нуждающийся в совете; напиток не допит; правило не выучено.
Сочините рассказ на лингвистическую тему Причастие – это , которая совмещает в себе признаки (время, вид, возвратность) и признаки (изменяется по родам, числам и падежам). Причастия образуются от с помощью специальных суффиксов: Причастия в предложении обычно бывают и отвечают на вопросы: При них часто находятся зависимые слова и образуют , который может находиться как перед определяемым , так и после него. Если причастный оборот стоит перед существительным. то он не запятой, если же он стоит после слова, то он всегда выделяется запятыми. Причастия могут быть страдательными и Страдательные причастия имеют полную и формы. Краткие причастия в предложении всегда выступают в роли и с НЕ пишутся РАЗДЕЛЬНО. В суффиксах кратких причастий пишется буква Н.
Физминутка Одевающая, одеваемая, дувший, возвышавшийся, сорванная, изрытая, брошенного, сидящую, процарапанное, спавший, проснувшись, усеянный, сохранившийся, цветущий, сброшенные, увлекаемый, облетевшим.
Нужно хлопнуть в ладоши тогда, когда прозвучит словосочетание с причастием Свежий ветер, непримятая трава, заколдованный лес, утреннее солнце, веселые крики, великолепный день, приглушенные звуки, невыученное стихотворение, прозрачные кружева, мертвая тишина, спящий лес, заснеженные кусты, тающие сосульки, рыхлые сугробы, бегущие ручейки.
Озаглавьте текст и продолжите его. Устно сгруппируйте слова по видам орфограмм. Сделайте морфологический разбор причастий. Кругом лежит сверкающий на солнце снег. Дремлют посеребренные деревья. Прижались к земле запорошенные инеем кусты. Тишина в уснувшем лесу…
Домашнее задание: «собери предложения» 1.К выбегающая мостиком дорожка из кончается густой пруду зелени парка. 2.Сада поверхность лучами тенистого деревья отражающая под неяркого пруда солнца светится. 3.Раскидистых под скамейке читает деревьев сенью сидящая на женщина книгу.
Тестирование Какое причастие образовано неверно: Колящий Просящий Какое причастие стоит в форме прошедшего времени: Читающий Читавший Найдите причастие в настоящем времени: увлекающийся растаявший Найдите словосочетание «прич. + сущ»: мокнущий под дождем мокрый снег Какое из причастий действительное: Просмотренный Пожелтевший В каком случае причастие с НЕ пишется слитно: (не) расколотый орех (не) расколотый еще орех В каком случае в причастии пишется НН: Рва( Н,НН) ая кофта Броше(Н,НН)ый в овраг
Подведение итогов О чем шла речь сегодня на уроке? Что запомнилось больше всего? Довольны ли вы своей работой на уроке? С каким настроением вы уходите с урока?