З ДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ и ФГОС НОО. Выполнила: Глинская И.Н. учитель начальных классов МОУ СОШ с.Орловское
« На уроке ребёнок должен не только получать багаж знаний по предмету, но при этом ещё и сохранять свое здоровье».
З ДОРОВЬЕ Самое популярное определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: Самое популярное определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».
ФГОС и сохранение здоровья учащихся. Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни обучающихся в соответствии с определением Стандартаценности здоровья и здорового образа жизни обучающихся в соответствии с определением Стандарта это комплексная программа формирования их знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения,это комплексная программа формирования их знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровьяобеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих …»как одного из ценностных составляющих …»
Программа должна обеспечивать: -формирование заинтересованного отношения к своему здоровью;-формирование заинтересованного отношения к своему здоровью; -формирование установки на использование здорового питания;-формирование установки на использование здорового питания; -использование оптимального двигательного режима для детей;-использование оптимального двигательного режима для детей; -развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;-развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом; -применение рекомендуемого врачами режима дня.-применение рекомендуемого врачами режима дня.
Направления деятельности учителя при переходе на ФГОС НОО. Организация здоровьесберегающего образовательного пространства урока. Введение здоровьесберегающих технологий доктора В.Ф. Базарного в учебную деятельность. Использование принципов многосенсорности в обучении. Активизация двигательной активности учащихся на уроке. Направления деятельности учителя при переходе на ФГОС НОО. Организация здоровьесберегающего образовательного пространства урока. Введение здоровьесберегающих технологий доктора В.Ф. Базарного в учебную деятельность. Использование принципов многосенсорности в обучении. Активизация двигательной активности учащихся на уроке.
Что такое здоровьесберегающие технологии? «Здоровьесберегающая технология» – это наука о здоровье, здоровом образе жизни и мастерстве сохранения здоровья.
Здоровьесберегающие образовательные технологии- это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся.
ЕЛЬ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ. Ц ЕЛЬ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ. Обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
ЗАДАЧИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Обеспечение таких условий обучения, воспитания, развития, которые не оказывают негативного воздействия на здоровье всех субъектов образовательного процесса.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования в контексте здоровьесбережения. Общие положения. «Стандарт учитывает образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья». «Стандарт учитывает образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья». «Стандарт направлен на обеспечение … формирования критериальной оценки результатов освоения обучающимися …, деятельности педагогических работников, образовательных учреждений, функционирования системы образования в целом». «Стандарт направлен на обеспечение … формирования критериальной оценки результатов освоения обучающимися …, деятельности педагогических работников, образовательных учреждений, функционирования системы образования в целом». «В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется … укрепление физического и духовного здоровья обучающихся». «В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется … укрепление физического и духовного здоровья обучающихся». «Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника … таких как выполнение правил здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни». «Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника … таких как выполнение правил здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни».
У РОК Основная структурная единица учебной работы с учащимися. Рациональная организация урока – важная составная часть здоровьесберегающей работы школы. Основная структурная единица учебной работы с учащимися. Рациональная организация урока – важная составная часть здоровьесберегающей работы школы.
ОСНОВНЫЕ ГИГИЕНИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ РАЦИОНАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА Психологи- ческий климат. Физ- минутки. 2 за урок Чередование позы. Место и длитель- ность ТСО. Эмоциональная разрядка. 2-3 Чередование видов препо- давания через 10-15мин. Число видов преподавания. Не менее 3 Частота чередования видов деятельн. Продолжи- тельность видов деятельности 10мин. Виды деятель- ности 4-7мин Плотность урока Урок
Здоровьесберегающие технологии доктора В.Ф. Базарного Здоровьесберегающие технологии доктора В.Ф. Базарного Теория «Сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения» На базе этой теории разработана и широко апробирована целостная система здоровьеразвивающих педагогических технологий (строительство учебного процесса на основе телесной вертикали и телесно-моторной активности, в режиме дальнего зрения и расширения зрительных горизонтов, на основе ситуационно-образного моделирования и т.д.). Данные технологии защищены 45 патентами РФ.
Здоровьесберегающие технологии доктора В.Ф. Базарного в пространстве урока Конторки. Оснащение классных комнат конторками доктора В.Ф. Базарного позволяет вводить в пространство урока режим динамических поз. Использование конторок доктора Базарного – специализированных учебных мест, обеспечивает «оптимальный физиоло го- эргономический режим учащихся в условиях телесной вертикали».
Режим телесной вертикали В.Ф.Базарным разработана конторка – особая парта, которая обеспечивает занимающимся за ней так называемый «режим телесной вертикали» (осанки), когда склоняться над тетрадями, книгами и сутулиться нет никакой необходимости. Конторка регулируется по высоте, имеет наклонную столешницу, и к ней прилагается специальный массажный коврик для ног.
Здоровьесберегающие технологии доктора В.Ф. Базарного в пространстве урока Сенсорно-дидактические кресты Сенсорно-дидактические кресты представляют собой приспособление для крепления наглядного материала. Дидактический материал подвешивается на сенсорно- дидактическом кресте к потолку, чем обеспечиваются колебательные движения наглядности, что создает повышенную эффективность зрительного восприятия. Работа с сенсорными крестами способствует развитию речемоторной функции детей,. предупреждает развитие рефлекса склоненной головы,. способствует более эффективному развитию глубинного и стереоскопического зрения. Активизирует нейродинамические процессы головного мозга. Способствует предотвращению зрительного утомления и зрительных расстройств.
Виды физкультминуток Упражнения для снятия общего и локального утомления; Упражнения для снятия общего и локального утомления; Упражнения для кистей рук; Упражнения для кистей рук; Гимнастика для глаз; Гимнастика для глаз; Гимнастика для слуха; Гимнастика для слуха; Дыхательная гимнастика; Дыхательная гимнастика; Упражнения, корректирующие осанку Упражнения, корректирующие осанку
Ф ИЗМИНУТКИ ДЛЯ СНЯТИЯ ОБЩЕГО УТОМЛЕНИЯ. 1. Мы работаем отлично. Отдохнуть не прочь сейчас, И зарядка к нам привычна.1. Мы работаем отлично. Отдохнуть не прочь сейчас, И зарядка к нам привычна. На урок приходит в класс. Выше руки, вместе пятки, Улыбнитесь веселей. Мы попрыгаем, как зайки, Сразу станем мы бодрей. Потянулись и вздохнули. Отдохнули?На урок приходит в класс. Выше руки, вместе пятки, Улыбнитесь веселей. Мы попрыгаем, как зайки, Сразу станем мы бодрей. Потянулись и вздохнули. Отдохнули?
Физминутка для предупреждения зрительного переутомления. Маятник.. Средства: два круга (желтый и красный), стрелка на нитке. Маятник качается вперед – назад, вперед – назад, От желтого к зеленому, потом наоборот. Пока стрелочка качается, уж столько раз подряд, Ты на зеленый с желтого переведи свой взгляд.
П РАВИЛА УДОБНОЙ ПОСАДКИ ШКОЛЬНИКА ЗА СТОЛОМ. 1.Сиди прямо. Голову чуть-чуть наклони вперед. Обопрись на спинку стула и проведи ладонь между грудью и краем стола. Если ладошка свободно прошла, значит, ты сидишь правильно 2. Сиди ровно, не отклоняясь ни влево, ни вправо. 3 Тетрадь или книгу держи от глаз на расстоянии, равном от локтя до кончиков пальцев. 4. Руки на столе лежат свободно и спокойно. 5. Ноги стоят на полу ровно и уверенно.
Д ЕСЯТЬ ЗОЛОТЫХ ПРАВИЛ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ 1. Соблюдайте режим дня! 2. Обращайте больше внимания на питание! 3. Больше двигайтесь! 4. Спите в прохладной комнате! 5. Не гасите в себе гнев, дайте ему вырваться наружу! 6. Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью! 7. Гоните прочь уныние и хандру! 8. Адекватно реагируйте на все проявления своего организма! 9. Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций! 10. Желайте себе и окружающим больше добра!
«Здоровье - не всё, но всё без здоровья ничто». Сократ «Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы, бесполезно богатство, и бессилен разум».«Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы, бесполезно богатство, и бессилен разум». Геродот. Геродот.
Ресурсы: Синягина Н.Ю., Кузнецова И.В. Как сохранить и укрепить здоровье детей. Психологические установки и упражнения. М.: Владос, 2004 Синягина Н.Ю., Кузнецова И.В. Как сохранить и укрепить здоровье детей. Психологические установки и упражнения. М.: Владос, 2004 Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Тридцать уроков здоровья для первоклассников. М.: РОСМЭН Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Тридцать уроков здоровья для первоклассников. М.: РОСМЭН В.И.Ковалько «Здоровьесберегающие технологии в школе». Москва «ВАКО» 2007г. В.И.Ковалько «Здоровьесберегающие технологии в школе». Москва «ВАКО» 2007г.