Урок русского языка в 4 классе Учитель: Нуриева Р.М. Тема: Общее понятие о наречиях. Цели урока: 1. Дать детям первоначальное понятие о наречиях, познакомить с их особенностями. 2. Развивать у детей исследовательские навыки, мышление, речь, умение анализировать, группировать, выделять главное, обобщать. 3. Воспитывать у детей любовь к русскому языку, уверенность в своих силах, умение преодолевать трудности, трудолюбие, вести самоконтроль.
- Б ыть должны у вас в порядке -Ручки, книжки и тетрадки. -А девиз у нас какой? -Всё, что надо, под рукой!
ЧАСТИ РЕЧИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ГлаголИМЕНА СЛУЖЕБНЫЕ ПРЕДЛОГ ЧАСТИЦА СОЮЗ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЕ
Чистописание. ш ши шу шум 1. Слово шум разберите по составу. 2. Образуйте разные части речи с этим корнем, запишите в тетради, обозначьте части речи: Шум, шумок, шуметь, шумный, зашуметь, шумно, бесшумно.
Телеграмма «Ребята, внимание! Среди слов, записанных на доске, обнаружено слово-незнакомец, которое хочет затеряться среди Уважаемых Частей речи. Нужно выяснить подлинную сущность данного слова. Для проведения тщательного исследования по установлению личности незнакомца, требуются знатоки русского языка».
План исследования Узнать: 1. Что такое наречие? 2. Какие значения имеет? 3. Изменяемая или неизменяемая часть речи? 4. Из каких частей речи образовались наречия? 5. С какими частями речи связано? 6. Какую роль выполняют наречия в речи и в предложении?
ЧАСТИ РЕЧИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ГлаголИМЕНА НАРЕЧИЕ СЛУЖЕБНЫЕ ПРЕДЛОГ ЧАСТИЦА СОЮЗ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЕ
ВГВГ, легко
Вчера А 2
завтра К
ноябрь Как называется одиннадцатый месяц в году?
Д ЗА ВО ПРА направо назад
ВНУ 3 внутри
М ЕСТЕ Е зде везде вместе
издалека ИЗ КА,,,,,,
Легко, вчера, завтра, ноябрь, направо, назад, внутри, везде, вместе, издалека. Как? Каким образом? Где? Куда? Откуда? Когда?
Значения наречий Как? Каким образом? Где? Куда? Откуда? Когда? легко, вместе– образ действия внутри, везде место направо, назад издалека действия вчера, завтра – время действия
Дул очень сильный ветер. Ветер дул сильно. Дули очень сильные ветры. Ветры дули сильно.
Ф изминутка: Тихо встаньте и покажите направления: Завтра, утром, спозаранку, Сверху, снизу, наизнанку. Вправо, влево, впереди, Справа, слева, позади.
Образование наречий НАРЕЧИЕ (НА+КОНЕЦ) НАКОНЕЦ (НА+КОНЕЦ) НАКОНЕЦ (ДВА) ДВАЖДЫ (ДВА) ДВАЖДЫ МОЙ (ПО- МОЕМУ) МОЙ (ПО- МОЕМУ) (ТИХИЙ) ТИХО (ГРОМКИЙ) ГРОМКО (ТИХИЙ) ТИХО (ГРОМКИЙ) ГРОМКО СЕЙЧАС (СЕЙ-ЧАС) СЕГОДНЯ (СЕГО+ДНЯ) СЕЙЧАС (СЕЙ-ЧАС) СЕГОДНЯ (СЕГО+ДНЯ)
Сведения о языке Наречия в русском языке появились позже других частей речи. Имена и глаголы к тому времени растащили все слова по своим владениям. Вот и пришлось наречиям приманивать к себе чужие слова. Наречия в предложении чаще всего поясняют глагол, поэтому их называют приглаголием (при глаголе).
1. Наречие – … (какая?) часть речи. неизменяемая 2. Поясняет … глагол. 3. Отвечает на вопросы: Как? Каким образом? Где? Когда? Куда? Откуда? 4. Обозначает … место, время, образ действия. 5. Образуется из … прилагательных, числительных, местоимений. 6. В предложении является … обстоятельством.
К.Паустовский Прощание с летом Работа в парах: выписать все наречия из текста. Проверка: Однажды, ночью, наконец, попросту, снежно, безмолвно, вокруг, светло, ясно, полночь, необыкновенно.
Игра «Добавь наречие» 1 вариант пиши беги сиди стой 2 вариант читай работай решай прыгай
Как можно с помощью наречий назвать пять дней подряд? позавчера вчера сегодня завтра послезавтра
Тест 1. Наречие: из меняемая часть слова склоняемая часть слова неизменяемая часть речи
2. Значение наречий: признак предмета действие предмета место, образ, время действия
Наречие чаще всего связано : с существительным с глаголом с союзом
Наречие часто называют: присоюзием приглаголием припредложением
В предложении наречие чаще всего бывает: обстоятельством определением дополнением
Домашнее задание (на выбор) Мини-сочинение на темы Зима или Что я узнал о наречиях. Выписать из словаря наречия, составить и записать три предложения. Упражнение 180, с. 110