Муниципальное образовательное учреждение «Лингвистическая гимназия 23 им.А.Г.Столетова» Г.Владимир Тема проекта: Проблемы информатизации общества Автор: Совкова Инна Алексеевна Учитель информатики Владимир, 2007г. Творческое название проекта: «Дайте мне всю информацию и я изменю мир!»
Вопросы Основополагающий вопрос: Кто владеет информацией, тот владеет миром? Вопросы учебной темы (проблемные): Приведет ли глобальная информатизация общества к всеобщему качественному улучшению жизни людей? По каким основным параметрам можно судить о степени развитости информационного общества и почему? Как изменяется содержание жизни и деятельности людей в процессе перехода от индустриального к информационному обществу? Существует ли угроза глобальной экологической катастрофы в информационном обществе? Согласны ли Вы с тем, что информатизация создает всё более широкое поле для развития оружия массового уничтожения? Угрожает ли нам проблема отчуждения личности в компьютеризированном мире? Как и насколько опасно влияние компьютера на психику человека («Киберзависимость»)? Сколько «мусора» в Интернете? (Интернет-экология) Можно ли узнать в Интернете военные тайны? «Киберпанк» - это новая культура? Существует ли игровая зависимость? А Вы не «Геймер»?
Темы самостоятельного исследования Информационная культура и социально-экономическое развитие общества. Информатизация образования как фундаментальная проблема совре менности. Дистанционное образование как метод расширения образовательно го пространства. Информатизация России как проблема национальной безопасности. Основные информационные революции и их последствия. Информатизация общества как социотехническая революция. Понятие информационной свободы личности. Перспективные направления развития информационных технологий в XXI в. Информационные проблемы борьбы с преступностью. Информационная преступность. Информационное оружие. Информационные войны. Проблемы информационно-психологической безопасности. Русскоязычное информационное пространство России как объект национальной безопасности. Программа «Электронная Россия» (Электронное правительство России). Проблемы демократизации в информационном обществе и пути их решения. Отношение молодежи к использованию нелицензированной продукции.
Чтобы начать исследование, Вам надо: Выбрать тему исследования Выбрать тему исследования и затем: Определить участников группы. Обсудить в группах план ваших действий (в ходе работы его можно и надо корректировать). Подготовиться к совместной дискуссии по разработке критериев оценивания результатов ваших проектно- исследовательских работ. Определить ответственных в группе за выполнение социологических исследований в соответствии с планом исследований. Наметить сроки для проведения исследований, поиска необходимой информации в Интернете, консультаций для анализа и оценивания готовых результатов, взаимопомощи, оформления работ для их презентации, Условиться о способах взаимодействия, общения, оперативной помощи друг другу.
Формы представления результатов исследования: Презентация Текст выступления Формы анкет проводимого социологического исследования Информационный бюллетень, листовка
Необходимые для проведения исследования материалы CD-диск с содержанием учебного курса по социальной информатике и дополнительными материалами в виде электронного глоссария по теме, коллекции статей ученых по данной тематике, материалов Интернет- изданий и перечня дополнительных возможных тем для проектно-исследовательской деятельности. Каталог Интернет-ресурсов. Примеры презентаций. Материалы социологических исследований ВЦИОМ и Центра развития информационного общества РИО- Центр (Общественные предпосылки становления информационного общества в России. Отчет о социологическом исследовании)
Цели проекта: Познавательный аспект - знакомство с основными понятиями социальной информатики: «информационное общество», «информационные ресурсы», «информационная безопасность» и др. Развивающий аспект -развитие навыков использования основных понятий темы для определения своей жизненной позиции, развитие умения выделять логические части и подразделять их на основные и пояснительные при проектно-исследовательской деятельности, формирование представления о социологическом исследовании, формирование навыков составления и проведения социологических опросов, развитие умения составления презентаций по теме исследования, развитие умения определять основные закономерности, строить план своего выступления, развитие умения комментировать прочитанное и услышанное, развитие навыков определения критериев оценки деятельности, обучение навыкам оценки и самооценки ответов учащихся по заранее известным критериям, развитие критического мышления при оценке и самооценке ответов, обучение умению рецензировать творческую работу одноклассника. Учебный аспект - дать базовые понятия по данной теме, с которыми учащиеся имеют дело в повседневной жизни, учить принимать решения, учитывая социальные аспекты и факторы исследуя и анализируя жизненную ситуацию. Воспитательный аспект – формирование понятия об информационной культуре, как неотъемлемой части общей культуры человека; формирование понятия о личностной свободе и правовом самосознании, о духовности и культуре личности, об инициативности и самостоятельности, о толерантности и способности к успешной социализации в обществе. Учебные предметы: Информатика, обществознание Учащиеся классов социально-гуманитарного профиля Участники проекта: Для администрации гимназии: