Почти все окружающие нас объекты состоят из отдельных частей. Анализ, синтез, сравнение, абстрагирование и обобщение – основные логические приёмы формирования понятий.
Анализ М ысленное разделение объекта на составные части или выделение признаков объекта. Когда ребенок разбирает игрушку, он проводит своеобразный анализ – ему интересно, как устроена игрушка.
Синтез Мысленное соединение в единое целое частей объекта или его признаков, полученных в процессе анализа. Ребенок, собирающий игрушку из ее частей, проводит своеобразный синтез.
Инфознайка уронил CD диск. Когда он собрал осколки, один осколок оказался лишним. Какой?
А вот кто-то важный На беленькой ножке. Он с красной шляпкой, На шляпке горошки.
Сравнение Мысленное установление сходства или различия объектов по существенным или несущественным признакам.
Среди этих пяти карточек найдите три одинаковых (совпадающих с точностью до поворота). Отражать карточки нельзя
На рисунке изображены контуры устройств компьютера. Какое устройство есть на одном рисунке, и его нет на другом? 1) сканер; 2) системный блок; 3) клавиатура; 4) мышь.
Абстрагирование Мысленное выделение одних признаков объекта и отвлечение от других. Чаще всего мы выделяем существенные признаки и отвлекаемся от несущественных. Существенные Цвет и форма ствола, Цвет и форма листьев Несущественные Возраст Высота Месторасположение
Отвлекаясь от размера и цвета, выделите лишь форму рисунка, сосчитайте, сколько нарисовано солнышек
Сколько устройств, изображенных на рисунке, предназначены для вывода какого- либо из видов информации?
Обобщение Обобщение – это мысленное объединение однородных объектов, выделенных по какому-либо признаку Класс – это совокупность объектов, выделенных по какому-либо признаку. Примеры классов: класс устройств ввода информации; класс животных и т.д.
ОбъектыПризнак Заяц, медведь, волк, лиса Пиджак, брюки, юбка, рубашка Принтер, колонки, монитор, плоттер Хранение, обработка, передача В первом столбце таблицы перечислены объекты, сгруппированные по некоторому признаку. Определите эти признаки
Вывод Итак, сегодня на уроке мы познакомились с основными формами логического мышления. ______________ Понятие формируется на основе ______________ существенных признаков, присущих ряду однородных предметов. _________________ _____________ Для выделения существенных признаков необходимо _________________ (отвлечься) от несущественных, которых в любом предмете очень много. Этому служит _____________, сопоставление предметов. _________ _________ Для выделения ряда признаков требуется произвести _________, т.е. мысленно расчленить предмет на его составные части, отдельные признаки, а затем осуществить обратную операцию – _________ частей предмета, отдельных признаков в единое целое.
Формирование понятия Микрофон Монитор Web-камера Принтер Сканер Мышь Клавиатура Колонки Системный блок 1. Анализ 2. Синтез 3. Сравнение 4. Абстрагирование
5. Обобщение
«Крошка Енот» Электронная физминутка для глаз «Крошка Енот»
Задачи: Какое из понятий «последовательность» или «множество» аналогично понятию «класс»? На столе стояло 3 стакана с вишней. Оксана съела один стакан вишни. Сколько стаканов осталось? Зажгли 7 свечей, 2 из них погасли. Сколько свечей осталось? Чем кончается день и ночь? Чем кончается лето и начинается осень? 3 (стаканы Оксана не ела) 2 (погасшие свечи остались) буквой Ь О
Без языка живет, не ест и не пьет, а говорит и поет. Моря есть – плавать нельзя, дороги есть – ехать нельзя, земля есть – пахать нельзя. Что это? Выходили 12 молодцев, выносили 52 сокола, выпускали 365 лебедей. Что это? РАДИО ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА ГОД
Найди закономерность и продолжи последовательность: а, б, в, г, … а, в, д, ё,… Анна, Борис, Валентина, Геннадий,… о, д, т, ч, п,… Москва, Абакан, Норильск, Киев,… д, е, ё, ж, з, и… (алфавит) з, й, л, н, п… (нечётные буквы) Дарья. ш, с, в,д… (1,2,3,4,5,6,7,8,9…) Воркута.
Задание 1 Мысленное разделение объекта на составные части или выделение признаков объекта – это 1.синтез 2.анализ 3.обобщение 4.абстрагирование 5.сравнение
Задание 2 Мысленное выделение одних признаков объекта и отвлечение от других – это 1.синтез 2.анализ 3.обобщение 4.абстрагирование 5.сравнение
Задание 3 Мысленное соединение в единое целое частей объекта или его признаков, полученных в процессе анализа – это 1.синтез 2.анализ 3.обобщение 4.абстрагирование 5.сравнение
Задание 4 Мысленное объединение однородных объектов, выделенных по какому-либо признаку – это 1.синтез 2.анализ 3.обобщение 4.абстрагирование 5.сравнение
Задание 5 Мысленное установление сходства или различия объектов по существенным или несущественным признакам – это 1.синтез 2.анализ 3.обобщение 4.абстрагирование 5.сравнение
Задание 1 Мысленное разделение объекта на составные части или выделение признаков объекта – это 1.синтез 2.анализ 3.обобщение 4.абстрагирование 5.сравнение
Задание 2 Мысленное выделение одних признаков объекта и отвлечение от других – это 1.синтез 2.анализ 3.обобщение 4.абстрагирование 5.сравнение
Задание 3 Мысленное соединение в единое целое частей объекта или его признаков, полученных в процессе анализа – это 1.синтез 2.анализ 3.обобщение 4.абстрагирование 5.сравнение
Задание 4 Мысленное объединение однородных объектов, выделенных по какому-либо признаку – это 1.синтез 2.анализ 3.обобщение 4.абстрагирование 5.сравнение
Задание 5 Мысленное установление сходства или различия объектов по существенным или несущественным признакам – это 1.синтез 2.анализ 3.обобщение 4.абстрагирование 5.сравнение
Домашнее задание §2.3 (стр ) стр.42 9,10