Урок в 8 классе по теме «Однородные и неоднородные определения». Выполнила: учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 10 ст. Медведовской Старовойтова М.С.
Цели урока: Обобщение сведений об однородных членах предложения, известных учащимся по курсу 5-7 классов; Обобщение сведений об однородных членах предложения, известных учащимся по курсу 5-7 классов; Формирование умений: Формирование умений: опознавать однородные и неоднородные определения; опознавать однородные и неоднородные определения; правильно ставить знаки препинания; правильно ставить знаки препинания; соблюдать перечислительную интонацию в предложениях с однородными и неоднородными определениями; соблюдать перечислительную интонацию в предложениях с однородными и неоднородными определениями; составлять схемы предложений с однородными членами предложений; составлять схемы предложений с однородными членами предложений; Развитие мыслительно-речевых навыков учащихся. Развитие мыслительно-речевых навыков учащихся. Повторение морфемики и орфоэпических норм. (подготовка к ГИА) Повторение морфемики и орфоэпических норм. (подготовка к ГИА)
Разминка. 1.Поставьте ударение в словах: торты, свёкла, звонит, включит, квартал, договор, дефис, каталог, намерение, обеспечение, облегчить, творог, эксперт, оптовый, принять, начался. 2. Укажите слова, правильно разобранные по составу: 1)по-моему ; 2) кое-что ; 3) пол-лимона ; 4) во-вторых Исправьте ошибки в разборе остальных слов: по-моему; во-вторых.
Что вы знаете об однородных членах предложения? Я царство своё убираю в алмазы, жемчуг, серебро. (Некрасов.) Однородные члены: – отвечают на один вопрос; – относятся к одному члену предложения; – являются одним и тем же членом предложения. Найдите предложения с однородными членами предложения. Знаки препинания не расставлены. 1)Яркое зимнее солнце заглянуло в наши окна. 2)Иди в огонь за честь отчизны за убежденье за любовь. 3)И туман и непогоду осень поздняя несёт. 4)Шел длинный товарный поезд. 5) Наступила дождливая грязная тёмная осень. 6) Старинные стенные часы пробили полночь.
Допишите предложения, обозначьте однородные члены. (знаки препинания не поставлены) 1.На озере ребята и купались и … и …. 2.Отряд шёл бодро и …. 3.Солнце осветило луг … …. В каких предложениях вы поставили запятые? Объясните свой выбор.
Физминутка. Вот мы руки развели, Словно удивились. И друг другу до земли В пояс поклонились! Наклонились, выпрямились, Наклонились, выпрямились. Ниже, ниже, не ленись, Поклонись и улыбнись.
Однородные и неоднородные определения. Однородные определения. Неоднородные определения. Обозначают признаки, которые создают единое впечатление о предмете или группе предметов. Между ними можно вставить союз и, они произносятся с перечислительной интонацией. ЗАПЯТАЯ МЕЖДУ НИМИ СТАВИТСЯ На дворе стояла совершенно черная, непроницаемая ночь. Как однородные сочетаются одиночное и распространенное определения. В ста шагах от мельницы находился маленький, со всех сторон открытый навес. Обозначают признаки, характеризующие определяемый предмет с разных сторон, поэтому между ними нельзя вставить союз и, они произносятся без перечислительной интонации. ЗАПЯТАЯ МЕЖДУ НИМИ НЕ СТАВИТСЯ. Иван Николаевич начал плавать в пахнущей нефтью черной воде меж изломанных зигзагов береговых.
1. Ничто не шевелилось ни одна травинка внизу ни один лист на верхней ветке дерева. 2. В сыром туманном воздухе были слышны неразборчивые звуки скрип ворот топот мычание. 3.В человеке всё должно быть прекрасно и лицо и одежда и душа и мысли. 4.Он рощи полюбил густые уединенье тишину и ночь и звезды и луну. 5.Дорога то поднималась вверх то опускалась. 6.Цветы лучше всего собирать утром или под вечер. 7.Тяжёлые холодные тучи лежали на вершинах окрестных гор. 8.Лунный ясный свет был прекрасен.
II. Расставьте знаки препинания. Объясните их расстановку. (I вариант - нечетные предложения, II вариант - четные) 1. На лугу росли ромашки и васильки одуванчики и незабудки. 2. На лугу росли и ромашки и васильки и незабудки. 3. На лугу росли ромашки и васильки и незабудки. 4. На лугу росли как ромашки так и васильки. 5. На лугу я собираю ромашки или васильки. 6. На лугу не осталось ни ромашек ни васильков.
III. Расставьте знаки препинания. В каких предложениях на месте звездочки (*) нужно двоеточие. (I вариант - нечетные предложения, II вариант - четные). 1. На столе лежали * книги тетради карандаши ручки. 2. Книги и тетради и ручки * разные вещи лежали на столе. 3. Разные вещи * и книги и тетради и карандаши лежали на столе. 4. Разные вещи и книги и тетради и карандаши * лежали на столе. 5. Разные вещи * в том числе книги тетради и карандаш лежали на столе. 6. Разные вещи в том числе * книги тетради и карандаши лежали на столе.
Вправо-влево, вправо-влево, Вправо-влево, вправо-влево, Разрешаю видеть смело. Вниз и вверх, вниз и вверх, Буду четко видеть всех. Обведем глазами круг, Стану классно видеть вдруг. Резво крутим мы глазами, Без очков мы видим - сами! Нарисую я восьмерку, Вижу все теперь уж зорко! Смотрим вдаль, на пальчик, вдаль, Близорукость - убегай! А теперь согрей ладошки, Отдохни совсем немножко. А сейчас смотрю в таблицу - Вижу зорко, как орлица!
ИТОГ. Что нового вы узнали за сегодняшний урок? Что нового вы узнали за сегодняшний урок? Каковы три отличительных черты однородных членов предложения? Каковы три отличительных черты однородных членов предложения? Какие определения называют однородными? Неоднородными? Какие определения называют однородными? Неоднородными? В чем их отличие? В чем их отличие? Приведите примеры предложений с однородными и неоднородными определениями. Приведите примеры предложений с однородными и неоднородными определениями.
Спасибо за урок! Д/З. Напишите сочинение- рассуждение «Какова роль определений в тексте? Как вы думаете, что случилось бы, если бы однородные определения исчезли из речи?». Не забудьте, что рассуждение строится по схеме: Д/З. Напишите сочинение- рассуждение «Какова роль определений в тексте? Как вы думаете, что случилось бы, если бы однородные определения исчезли из речи?». Не забудьте, что рассуждение строится по схеме:
Тезис. Доказательства: аргументы, примеры. ВЫВОД