« Звучащие картинки » Метод развития активной речи младших дошкольников Воспитатель МДОУ 8 Барагина Ольга Николаевна
Д. Б. Эльконин « Никакое воздействие взрослого на процессы психического развития не может быть осуществлено без реальной деятельности самого субъекта. И от того, как эта деятельность будет осуществлена, зависит процесс самого развития ».
Метод - способ решения какой - либо педагогической задачи. Задача : активизировать речь детей раннего и младшего возраста, пополнять их активный словарь.
Проблема дети раннего возраста на речевых занятиях не проявляют активности, в лучшем случае повторяя небольшие речевые конструкции за воспитателем. Противоречие Между затратами и полученным результатом
Привычные речевые образцы для малышей – это малые фольклорные жанры В процессе работы мы решили дополнить произведения народного творчества небольшими стихами, которые легко воспринимаются маленькими детьми и, что самое важное, могут воплотиться в « звучащей картинке ».
Основная идея данного метода – активизация речевой активности малышей в процессе совместной с воспитателем деятельности по изготовлению картинки. « Звучащая картинка » - это иллюстрация к произведению малых фольклорных жанров ( песенке, потешке ) или маленькому стихотворению, доступному и понятному детям.
Основная ( картинка - заготовка ) Основная + Съёмная Созданная в результате совместной деятельности воспитателя и детей
Аудиальное и визуальное воздействие дополняется тактильным и двигательным
Преимущества « звучащих картинок »: - годны для многократного использования - полифункциональны - позволяют работать с подгруппой и индивидуально - служат сигналом – опорой для проговаривания
1. Введение детей в тему того стихотворения, с которым педагог будет знакомить их на занятии. 2. Проговаривание воспитателем стихотворения 3. Пальчиковая игра по теме стихотворения 4. Рассматривание основной части « звучащей картинки » ( заготовки ) 5. Физминутка в соответствии с сюжетом стихотворения 6. Продуктивная деятельность детей ( добавление съёмной части ) 7. Проговаривание стихотворения по изготовленной картинке Алгоритм проведения занятия по « Звучащей картинке »
Сравнительные данные диагностики речевого развития Сравнительные данные диагностики речевого развития
Уважаемые коллеги : делайте с малышами « звучащие картинки » и вы не пожалеете об этом ! Уважаемые коллеги : делайте с малышами « звучащие картинки » и вы не пожалеете об этом ! НАШ ОПЫТ :
Пошёл котик на торжок Купил котик пирожок Пошёл котик на улочку, Купил котик булочку Самому ли съесть ? Или Бореньке снесть ? Я и сам укушу Я и Бореньке снесу. Воробей, воробей, Не летай на песок Не клюй песок, не тупи носок Пригодится носок На овсяный колосок
Баю - баю - баеньки Купим сыну валенки Наденем на ножки Пустим по дорожке Будет наш сынок ходить Новы валенки носить - Галинка, Угости малинкой ! Вот, пожалуйста, берите, Только блюдечко верните !
Мы кладём в корзинку ловко Репку, свёклу и морковку Помидоры, огурцы Вот какие молодцы ! Испеку блиночки Для сынка и дочки Для собачки, коши И для себя немножко
Катя вырастет немножко Сшейте платье ей в горошках С кружевом по краю Будет как большая Разноцветные клубочки, Дали детки нашей кошке. Она больше не грустит, Всех ребят благодарит
Хитрый ежик - чудачок Сшил колючий пиджачок : Сто булавок на груди, Сто иголок позади. Ходит ёж в саду по травке, Натыкает на булавки Грушу, сливу – всякий плод, Что под деревом найдёт. И с подарочком богатым Возвращается к ежатам. Как на горке – снег, снег. И под горкой – снег, снег. И на ёлке – снег, снег. А под снегом спит медведь. Тише, тише … не шуметь.
Проблемы метода Не каждое стихотворение подходящее под данную возрастную категорию можно отразить в « звучащей картинке ». Дети слишком увлекаются процессом создания картинки, и бывает трудно их вывести на многократное повторение стихотворения.
метод « звучащих картинок » - база для дальнейшего использования наглядных моделей в развитии связной речи дошкольников. Перспективы метода
Спасибо за внимание !