Социальное познание О чем исследователям труднее добывать истинное знание: о природе или об обществе? Может ли ученый, изучающий общество, быть абсолютно.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1. Особенности социального познания. 2. Социальные факты: сущность, интерпретации, оценки 3. Науки, изучающие общество.
Advertisements

СОЦИАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ ЕСТЬ ПОЗНАНИЕ ОБЩЕСТВА, ПРОТЕКАЮЩИХ В НЕМ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ.
- Что представляет собой социальное познание? Социальное познание - познание общества. Основной его задачей является анализ общественных процессов и выявление.
Социальное познание. Особенности социального познания Часть общества Изучает общество Общество изучает само себя, через деятельность входящих в него людей.
Социальное познание урок для профильного уровня 10 класса разработан учителем высшей категории МОУ «Гимназия 10» г. Ржева Белых Владимиром Ивановичем.
СОЦИАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ. План. 1.Научное познание природы и общества. 2.Основные принципы научного социального познания. 3.Обыденное и научное социальное.
Научное познание природы общества. Социальное познание. Шпакова Любовь Ивановна учитель истории М Б ОУ СОШ 1 8 Ст. Ивановская Красноармейский район.
Наука и общество: приоритеты развития «В безнравственном обществе все изобретения, увеличивающие власть человека над природой, не только не благо, но и.
Социальное познание Сафонова Н.С., учитель истории и обществознания, Лицей7, г. Саяногорск.
Социальное познание (познание общества). Субъект и объект социального познания Субъект социального познания – человек, объект социального познания – общество.
Наука и философия Естественно-научные и социально- гуманитарные знания.
Структура и уровни научного познания Выполнил: студент гр. Ю-11 НП Мажикенов Нурлыбек.
Социология изучает социальную структуру общества, социальные группы, культурную систему, тип личностей, повторяющиеся социальные процессы, происходящие.
ТЕОРЕТИКО- МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ КОМПЛЕКСНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПОЛОЖЕНИЯ И ОЦЕНКИ МОЛОДЕЖИ.
НАУКА И ФИЛОСОФИЯ. План: 1.Естественно-научные и социально-гуманитарные знания. 2. Классификация социально-гуманитарных наук. 3. Общественные науки: социология,
Мировоззрение - система взглядов на объективный мир и место в нем человека, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их.
Психология личности: Базовые понятия.. Каково соотношение базовых понятий: индивид, личность, субъект, индивидуальность?
Предмет и метод экономики (экономической теории).
Презентация по философии на тему «Аналитические методы»
Научное познание, его формы и методы. Научное познание, его формы и методы.
Транксрипт:

Социальное познание О чем исследователям труднее добывать истинное знание: о природе или об обществе? Может ли ученый, изучающий общество, быть абсолютно беспристрастным в оценке событий? Может ли наука узнать, о чем думал тот или иной деятель прошлого?

Особенности социального познания Усилиями учёных, изучающих социальные явления, общество познаёт само себя. Другими словами, субъект познания познаёт само себя. Другими словами, субъект познания (общество) и его объект (общество) совпадают.

Люди являются творцами общественной жизни и её изменений, они же познают социальную действительность, её историю. Включённость человека как социального существа в социальную жизнь, которую он же изучает, не может не сказаться на процессе познания. Сравним: один учёный изучает физические явления, например, небесные тела, другой- жизнь общества. Первый смотрит объект изучения со стороны, второй является частицей изучаемого объекта. Естественно,что тот, кто включён в изучаемый процесс, видит его как бы изнутри, имеет преимущества перед тем, кто пытается проникнуть в сущность природных процессов, протекающих независимо от человека.

С другой стороны, будучи участником социального развития, человек не может быть безразличным к происходящему. Социальные силы, партии, деятели, обществен - ные явления… Всё это накладывает отпечаток на процесс познания Положительные эмоции Антипатия Антипатия Но дело не только в личностной оценке общественных явлений. Поскольку интересы больших групп людей ( классов, демографических и профессиональных групп и т. д.) не совпадают, а в ряде случаев противоположны, выводы ученых, изучающих общество, задевают интересы тех или иных групп. Поэтому от них требуется максимальная сдержанность в выводах и заключениях.

Такоебывает и в естественных науках. Если бы Джордано Бруно не задевали ничьих интересов, его не отправили бы на костёр. Но в большинстве случаев открытия физиков и химиков, биологов и геологов не затрагивают положения социальных сил. Это различие естественно- научного и социального познания заметил ещё в 17 веке английский философ Томас Гоббс. Такое бывает и в естественных науках. Если бы Джордано Бруно не задевали ничьих интересов, его не отправили бы на костёр. Но в большинстве случаев открытия физиков и химиков, биологов и геологов не затрагивают положения социальных сил. Это различие естественно- научного и социального познания заметил ещё в 17 веке английский философ Томас Гоббс. «Я не сомневаюсь, - писал он, - что если бы истина, что три угла треугольника равны двум углам квадрата, противоречила чьему- либо праву на власть или интересам тех, кто уже обладает властью, то, поскольку это было бы во власти тех, чьи интересы задеты этой истиной, учение геометрии было бы если не оспариваемо, то путём сожжения всех книг по геометрии вытеснено». Чем более исследователь включен в социально- политическую борьбу, тем сильнее будут сказываться его субъективные позиции, его пристрастия, потребности, настроения на процессе познания социального объекта.

Изучая каждую из этих эволюций в отдельности и затем сопоставляя их, легко найти ключ к пониманию этого явления; но никогда нельзя достичь этого понимания, пользуясь универсальной отмычкой… К. Маркс Иными словами к каждому из упомянутых процессов необходим конкретно – исторический подход Необходимо конкретное исследование данного процесса в определённых, специфических условиях, учитывая многообразие исторического процесса, многовариантность развития, многолинейность истории Изучение общественных явлений в их многообразных связях, во взаимозависимости. Мы уже говорили что взаимодействие множества факторов, различных социальных сил, преследующих свои интересы, - важная особенность социальных процессов и явлений. И только изучая эти связи и взаимодействия, положение и интересы действующих сил, можно правильно понять изучаемый объект. золото украшение украшение Составляющий материал технологического процесса деньги

Пример конкретно- исторического подхода в оценке общественных явлений показал Н. Г. Чернышевский. Он размышлял об этом следующим образом: можно ли ответить на вопрос « Благо ли дождь?». Подумаем и мы. В год засухи, когда солнце выжигает посевы и крестьянин молит о дожде, или когда сев завершён и начался рост растений Когда льют дожди, превращая поля в болота, или когда идет уборка урожая и дождь мочит скошенные колосья Иными словами, правильно оценить то или иное явление можно лишь с учётом конкретных условий, в которых оно существует, внимательно проанализировав все позитивные и негативные стороны.

Факты экономической, социальной, политической, духовной жизни- основа знаний об обществе, деятельности людей. Социальный факт употребляется в двух значениях. Факты События, имевшие место в определенное время при определенных условиях. Факты Научные факты, т. е. такие, которые включены в совокупные научные знания об обществе и отражены в книгах, рукописях, научных докладах или зафиксированы иным способом.

Социальный факт Действия, поступки людей, отдельных людей, отдельных индивидов или больших социальных групп. социальных групп.ПродуктычеловеческойДеятельности (материальные и духовные духовные)Словесные ( вербальные) ( вербальные) действия: мнения, суждения, оценки.

«Знание фактов только потому и драгоценно, что в фактах скрываются идеи- сор для голов и памяти». В. Г Белинский ( ), русский литературный критик В.О. Ключевский ( ), русский историк «В истории мы узнаём больше фактов и меньше понимаем смысл явлений».