ЛЕКСИКА. ПРЯМОЕ И ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА РУССКИЙ ЯЗЫК, 5-й КЛАСС, Ч. 1 Урок 19 © ООО «Баласс», 2012
Раковина Трепанация 1) 2) 3) 4) Определите лексические значения слов: раковина трепанация Проверьте себя. Сделайте вывод: какие слова называются многозначными, а какие – однозначными. Сравните своё определение с текстом в учебнике и составьте схему «Однозначные и многозначные слова». Найдите нужную для себя информацию, выполнив задания к упр. 82. Вспоминаем то, что знаем однозначные многозначные ЛЗ ЛЗ ЛЗ ЛЗ ……
Большая болотная птица с длинными ногами и длинной шеей. Сравните значения слова журавль. Какое из значений будет основным (прямым), а какое – вторичным (переносным)? Как вы думаете, почему? Определяем проблему урока Длинный шест у колодца для подъёма воды. Сформулируйте проблему урока. Проверьте свои предположения Как определить прямое и переносное значения? Чем они отличаются?
Решаем проблему, открываем новые знания Что общего есть у разных значений слова журавль? Выберите нужный признак: Сравните результаты. В чём сходство значений слова раковина? (См. упр. 82.) ощущение действие форма цвет Найдите слова в упр. 84, 85, которые также имеют связь между значениями. В чём заключается эта связь? внешний вид
Сделайте вывод об особенностях прямого и переносного значений слова. каша (блюдо) Какие значения этих слов будут первичными, т.е. прямыми? В какие значения можно внести компонент «как бы», «похоже», т.е. произвести перенос названия на другой предмет? булькать (о воде) Проверьте свои предположения по учебнику (1-й текст в рамке). Обобщим наблюдения СХОДСТВО внешний вид журавль (птица) раковина (морская) раковина (ушная) журавль (колодец) каша (неразбериха) булькать (о голосе) ощущение действие форма
Прочитайте 2-й текст в рамке (п. 7) и заполните ячейки примерами. общеязыковая Работа в парах. авторская Сделайте вывод: чем отличается общеязыковая метафора от авторской. Используя полученные знания, ответьте на вопрос урока. метафора Как определить прямое и переносное значение? Чем они отличаются? Прямое значение – первичное, основное значение слова. Переносное значение (метафора) возникает у слова, если между предметами (явлениями) есть сходство. Ответьте на вопрос после текстов в рамках. идёт, летит, убежало (о неживом) очки полушарий (географическая карта)
Проверьте себя 1. У любого слова может быть прямое и переносное значение. 2. Метафора – это переносное значение слова. 3. Переносное значение возникает у слова на основе сходства между предметами (явлениями). 4. Раковина (морская), журавль (птица) – это метафора (общеязыковая). 5. Убежало (о молоке), кольцо (дыма), золотая (об осени) – это прямые значения слова. 6. Прямое значение в толковом словаре представлено первым. 1. У любого слова может быть прямое и переносное значение. 2. Метафора – это переносное значение слова. 3. Переносное значение возникает у слова на основе сходства между предметами (явлениями). 4. Раковина (морская), журавль (птица) – это метафора (общеязыковая). 5. Убежало (о молоке), кольцо (дыма), золотая (об осени) – это прямые значения слова. 6. Прямое значение в толковом словаре представлено первым. Рефлексия Выберите правильные утверждения (запишите номера в тетрадях). 2, 3, 6