Введение в профессию «Реклама и связи с общественностью» Лекция 5_2
Профессиональные и этические стандарты в PR 1.Важность этики в PR-деятельности 2.Виды Кодексов профессионального поведения PR 3.Российский кодекс этических принципов 4.Лицензирование PR-деятельности 5.Аккредитация PR-деятельности 6.Сертификация PR-деятельности в России
1. Важность этики в PR-деятельности 1. Законодательных норм бывает недостаточно: закон не может гарантировать непрофессионализм; PR-деятельность возникла и сформировалась ранее, чем принимались регламентирующие ее правовые нормы; никакая правовая база не перекроет все множество ситуаций, которые могут возникнуть в PR.
2. В PR приходится сталкиваться с проблемами, порожденными конфликтом между целью и этичностью средств ее достижения. 3. Большое значение имеет степень доверия общества к PR- структуре, и к PR в целом. PR-сфера не может игнорировать этические нормы
2. Виды Кодексов профессионального поведения PR 1954 г. США. Кодекс профессиональных стандартов Американского общества PR (PRSA). Последняя версия принята в 1988 г г. Лондон. Кодекс профессионального поведения Британского института PR (IPR) Последняя версия принята в 1986 г.
1965 г. Афины. Афинский кодекс Международной ассоциации по связям с общественностью (IPRA) и Европейской конфедерации по связям с общественностью (CERP). В апреле 1968 года был дополнен.
1978 г. Лиссабон. Европейский кодекс профессионального поведения в области PR (Лиссабонский кодекс) принят Европейской конфедерацией PR (CERP). Дополнен в1989 г. Подписан 18 Национальными Ассоциациями (из 15 европейских стран), членами CERP.
1991 г. Рим. Профессиональная хартия Международного комитета ассоциаций PR-консультантов ICCO и АКОС (Римская Хартия) г. Москва. Российский Кодекс профессиональных и этических принципов в области PR принят Российской Ассоциацией по связям с общественностью РАСО.
Все кодексы регулируют следующие направления: 1. Общие профессиональные принципы. 2. Принципы взаимоотношений с клиентами. 3. Принципы взаимодействия с коллегами. 4. Принципы взаимоотношений со СМИ. 5. Отношение к профессии.
3. Российский кодекс этических принципов Разработан на основе Лиссабонского кодекса и Римской Хартии. Опирается на: общечеловеческие ценности; универсальные права личности: свободу слова, свободу печати, свободу собраний; уважение права человека на свободный доступ к информации.
1. Общие профессиональные принципы 1.1. Исходить из общественного блага и не наносить ущерб законным интересам, чести, достоинству личности Строиться на точности, правдивости и добросовестности передаваемой информации.
2. Принципы отношений с клиентами 2.1. Придерживаться честного и откровенного подхода в отношениях со своими клиентами или нанимателям. Нельзя одновременно представлять интересы конфликтующих или конкурирующих сторон без их согласия Соблюдать полную конфиденциальность.
2.3. Открыто заявить о своих обстоятельствах, если личные интересы или обязательства могут вступить в противоречие с интересами Не предлагать вознаграждение лицам, занимающим общественные и государственные посты.
2.5. PR-консультант или агентство во не должны: использовать информацию о клиенте с целью получения финансовой или иной выгоды; оказывать услуги на условиях, которые могут повлиять на независимость, объективность и честность консультанта или агентства; гарантировать клиенту конкретный результат, если его достижение такового не находится под контролем консультанта или агентства; гарантировать достижение каких-либо результатов методами, противоречащими требованиям настоящего Кодекса.
2.6. Если выполнение услуг для клиента может привести к нарушениям Кодекса немедленно уведомить об этом своего клиента, а также сделать все, чтобы убедить его уважать требования Кодекса. Соблюдать Кодекс вне зависимости от грозящих последствий.
3. Принципы взаимодействия с коллегами 3.1. Избегать нечестной конкуренции. Не наносить ущерб профессиональной репутации или работе коллег Если есть доказательства того, что другой консультант или агентство виновны в нарушении настоящего Кодекса предоставить эту информацию руководящим органам и профильным комиссиям РАСО.
3.3. Не унижать достоинство клиентов другого консультанта или агентства Не публиковать на коммерческих условиях методики и технологии, авторство которых принадлежит другому консультанту или агентству, иначе как с письменного согласия последних.
4. Принципы взаимоотношений со СМИ 4.1. Не предпринимать действия, которые могут нанести ущерб репутации СМИ Новостная информация должна поставляться без оплаты и какого-либо скрытого вознаграждения за ее использование или публикацию.
4.3. Если возникнет необходимость осуществить какой-либо контроль за распространением информации сделать это с помощью платной публикации в соответствии с правилами, принятыми в этой области В отношениях с представителями других профессий знать и уважать правила, принятые в этих профессиях, и соблюдать настолько, насколько они совместимы с настоящим Кодексом.
5. Отношение к профессии связи с общественностью 5.1. Воздерживаться от любых действий, могущих нанести ущерб репутации профессии Не только самим уважать настоящий Кодекс, но и способствовать тому, чтобы он был широко известен и понятен всем.
5.3. Консультант или агентство, которые допускают нарушение настоящего Кодекса другими консультантами или агентствами, будут сами считаться нарушителями Кодекса Контроль за соблюдением настоящего Кодекса осуществляется руководящими органами и профильными комиссиями РАСО, в задачи которой входит решение конфликтных ситуаций и принятие соответствующих мер.
4. Лицензирование PR-деятельности «Мы должны узаконивать занятия PR с помощью лицензирования и регистрации соответствующих специалистов точно так же, как это происходит в случае юристов, врачей, и других профессионалов». Э.Бернейз, США
Сторонники лицензирования 1. Лицензирование защищает благосостояние и безопасность общества 2. Лицензирование будет добровольным, и конфликта с Конституцией не возникнет Противники лицензирования 1. Этот неоднократно опровергалось юристами 2. Право на свободу самовыражения предоставлено всем гражданам, в отличие от привилегии заниматься медицинской практикой.
5. Аккредитация PR-деятельности Аккредитационная программа APR (Accredited Public Relations). Разработана Американской PR- ассоциацией (PRSA). Чтобы получить степень APR специалист должен сдать письменный и устный экзамен перед комиссией.
Аккредитационная программа ABC (Accredited Business Communicator) Разработана Международной ассоциацией бизнес-коммуникаторов (IABC). Чтобы получить степень ABC специалист должен кроме письменного и устного экзамена представить «портфель» свои профессиональные достижения.
В США аккредитованы: На степень APR 20% членов PRSA (около 4 тыс. человек). На степень ABC 5% членов IABC (примерно 600 человек).
6. Сертификация в России В 2000 году РАСО принял документ «Основные принципы профессиональной сертификации в области связей с общественностью».
Первые PR-агентства, получившие сертификаты: «Международный пресс-клуб», «PR-пропаганда», «Publicity PR», «Михайлов и партнеры», «Николло М», «ИМА консалтинг», «SPN-Granat», «Корпорация Я», «Миссия Л».
Литература по теме 5_2: Блэк С. Паблик рилейшнз: Что это такое? Пер. с англ. М.: Модино Пресс, с. Лукиева Е.Б. Теория и практика связей с общественностью. Часть I. Основы PR: Учебное пособие. Томск: Изд-во ТПУ, с.
Лекция 5_2 завершена