Создание научного общества учащихся в качестве ресурса формирования интеллектуальных, творческих способностей учащихся, поддержка научно-исследовательской работы в школе Cальникова И.А, зам.директора по УМР МБОУ «СОШ 83» ЗАТО Северск
Учитель должен обладать всем тем, в чем нуждается ученик Восточная мудрость Талант - это развитие природных склонностей.
Школа – это тот социальный институт, где каждый ребёнок должен раскрыться как уникальная, неповторимая индивидуальность, тем более одаренный ребенок
Министерство образования Российской Федерации Федеральная целевая программа Одаренные дети Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества. Требуется серьезная просветительская работа среди учителей и работников образования, а также родителей для формирования у них научно адекватных и современных представлений о природе, методах выявления и путях развития одаренности. КОНЦЕПЦИЯ ОДАРЕННОСТИ
Система поддержки одарённости Развитие образовательного пространства, поддерживающего творческую среду
Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одарённость, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе. А.Н.Колмогоров
Научное общество учащихся (НОУ). Главная задача этого общества – дать ученику возможность развить свой интеллект самостоятельной творческой деятельностью с учетом индивидуальных особенностей и склонностей.
Цели НОУ выявление и поддержка учеников, склонных к занятиям исследовательской деятельностью; развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся; поддержка научно- исследовательской работы в школе.
Задачи НОУ формирование у учащихся представлений о целостной картине мира; широкое привлечение учеников к участию в научно - исследовательской работе; пропаганда научных знаний об окружающем мире, интеллектуальных ценностей и авторитета знаний; знакомство с современными методами научно- исследовательской работы; участие в гимназических, районных, городских олимпиадах, конкурса: конференциях, научно- практических семинарах.
формирование у учащихся творческого мышления, трудолюбия, высоких нравственных качеств и духовной культуры; развитие интереса учащихся к научно- исследовательской деятельности, к углубленному изучению различных областей науки и техники; ранняя профессиональная ориентация учащихся; создание системы взаимодействия «школа – Вуз».
Формирование учебных навыков и компетенций · развивает у школьников творческие способности и вырабатывает у них исследовательские навыки; · формирует аналитическое и критическое мышление в процессе творческого поиска и выполнения исследований; · даёт возможность проверить свои наклонности, профессиональную ориентацию, готовность к предстоящей трудовой деятельности; · воспитывает целеустремленность и системность в учебной, и трудовой деятельности; · благодаря достижению поставленной цели и представлению полученных результатов способствует их самоутверждению.
Основные направления и формы работы НОУ Включение в научно – исследовательскую деятельность способных учащихся в соответствии с их научными интересами. Обучение учащихся работе с научной литературой, формирование культуры научного исследования. Знакомство и сотрудничество с представителями науки в интересующей области знаний, оказание практической помощи учащимся в проведении экспериментальной и исследовательской работе. Участие в региональных, российских, международных фестивалях, конкурсах, творческих сменах, соревнованиях, турнирах.
Проведение предметных недель (декад) Организация интеллектуальных игр по развитию познавательных интересов и творческих способностей; Тематические смены в летних оздоровительных лагерях. Совместное проведение с вузами «Дней науки».
Привлечение научных сил к руководству научными работами учащихся. Организация индивидуальных консультаций промежуточного и итогового контроля в ходе научных исследований учащихся. Рецензирование научных работ учащихся при подготовке их к участию в конкурсах и конференциях; Подготовка, организация и проведение научно – практических конференций. Редактирование и издание ученических научных сборников.
Планирование работы научного общества учащихся Познавательно- коммуникативная работа. Научно-исследовательская деятельность. Творческая деятельность. Воспитательная деятельность.
Технология организации исследовательской работы в НОУ: 1. Факт выявления учеников, желающих работать в НОУ. 2. Утверждение на заседаниях методических объединений тем исследований. 3. Представление собранного материала на заседании соответствующей секции. 4. Независимая экспертиза. 5. Выступления со своими сообщениями в классах, а также на секционных заседаниях НОУ, проводимых в рамках Ученических чтений. 6. Научная конференция учащихся.
Таланты трудно распознать, Не всякий может в них поверить. Таланты надо воспитать, Их надо развивать, в них верить. Простую истину признать Сумеет всякий... кто понятлив: Таланты может воспитать Учитель, если сам талантлив…
Направления работы учителей с членами НОУ организация индивидуальной работы; групповая деятельность; массовая работа.
Работа в НОУ имеет для учащихся практическое значение Применяются знания на практике. Проводятся наблюдения и измерения. Формулируется проблема, совершенствуются умения видеть пути ее решения, проводить научный эксперимент. Моделируются реальные объекты и процессы.
Школьники приобщаются к миру науки, приобретают навыки исследовательской работы. Появляется возможность наиболее интересные из работ опубликовать в сборниках. Есть возможность представить свои работы для участия в городских и международных конференциях и семинарах.
Проекты и материалы, представленные в ходе Ученических чтений, научно-практических конференций, становятся составной частью научно-методического обеспечения кабинетов школы. С ними можно познакомиться в Ученическом фонде школьной библиотеки.
Овладение самостоятельной проектной и исследовательской деятельностью обучающимися в образовательном учреждении должно быть выстроено в виде целенаправленной систематической работы на всех ступенях образования.
Организация исследовательской работы учащихся в школе 1 – 4 классы Подготовительный этап Формирование навыков научной организации труда. Вовлечение в активные формы познавательной деятельности. Формирование познавательного интереса. Выявление способных учащихся.
5-7 классы Творческий этап Совершенствование навыков научной организации труда. Формирование познавательного интереса. Творческое развитие учащихся. Индивидуальная работа со способными школьниками.
8-9 классы Развивающий этап Совершенствование навыков научной организации труда. Развитие и расширение познавательных интересов учащихся. Формирование исследовательских навыков. Развитие информационной культуры учащихся.
10-11 классы Исследовательский этап Совершенствование исследовательских навыков. Совершенствование информационной культуры учащихся. Самостоятельное применение учащимися знаний, умений и навыков.
?
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !