Тема : «Формирование устойчивых навыков правильного, сознательного чтения младших школьников с отклонениями в развитии. Эффективные приёмы развития мыслительных.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Ю н и о р Учение с увлечением КГС(К)ОУ «Алтайская краевая специальная (коррекционная) общеобразовательная школа III-IV вида» Школьный диагностико-реабилитационный.
Advertisements

Использование методической сказки для совершенствования техники чтения учащихся 5 класса Степанова Вера Алексеевна, учитель русского языка и литературы.
Муниципальная средняя общеобразовательная школа 2 г.Буй Костромская обл учебный год.
Современные методы обучения чтению, как путь к расширению личности ребёнка Шевченко Марина Викторовна учитель начальных классов МОАУ СОШ 28 г. Благовещенск.
Пути совершенствования навыков беглого и осознанного чтения младших школьников Учитель МАОУ «СОШ 25» г. Перми Черепанова Л. В.
Подготовил: учитель начальных классов МОУ СОШ 2 Шайдурова Ольга Анатольевна, 1 категория.
Седельникова Альбина Михайловна- Альбина Михайловна- учитель начальных классов Педагогический стаж – 29 лет Образование: среднее специальное.
Экспериментальная работа «Формирование навыка динамического чтения в начальной школе » Цель : доказать эффективность работы по обучению динамическому чтению.
«Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя». В. А. Сухомлинский.
Логопед Федорова С.П. МОУ СОШ 26. ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ Правильное и быстрое восприятие и озвучивание слов основанное на связи между их зрительными образами.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА КАК УСЛОВИЕ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ В ШКОЛЕ.
Тема выпускной квалификационной работы « Формирование навыков чтения у младших школьников с нарушением интеллекта на уроках чтения с использованием игровых.
Психолого-педагогическая характеристика детей, обучающихся по специальной (коррекционной) программе школы VIII вида.
Изучение темы "Моделирование" на уроках информатики в начальных классах как способ развития логического мышления.
Способы работы с детьми по результатам мониторинговых исследований для повышения качества образования Кузнецова М.И.
Формирование читательских компетенций младших слабовидящих школьников.
Презентация к докладу. ОбъектИнтеллектуальная сфера детей с ЗПР Предмет Особенности интеллектуальной готовности детей с ЗПР к школьному обучению Цель.
УНИВЕРСИТЕТ ДИНАМИКА КОРРЕКЦИИ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ОШИБОК ПИСЬМА УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ Выполнил студент: Научный руководитель: 1.
Практические приемы и методы формирования базовых понятий при обучении грамоте Кистенева Римма Александровна, Специальная (коррекционная) школа VIII вида.
Учитель начальных классов МОУ-СОШ 33 Силаева Н.А..
Транксрипт:

Тема : «Формирование устойчивых навыков правильного, сознательного чтения младших школьников с отклонениями в развитии. Эффективные приёмы развития мыслительных операций на уроках литературы»

Задачи : Изучить литературу по данной теме. Составить систему упражнений по формированию навыка чтения и развития техники чтения с учётом возрастных особенностей детей. Систематически использовать упражнения по развитию техники чтения на уроках литературного чтения. Систематически использовать упражнения по развитию мыслительных операций у младших школьников.

Техническая сторона чтения: Способ чтения Темп чтения (скорость) Динамика скорости чтения Правильность чтения

Смысловая сторона чтения : Выразительность Понимание

Направления работы по годам обучения 1-й год обучения- формирование навыка чтения у младших школьников с отклонениями в развитии, работа над техникой чтения на уроках обучения грамоте и чтения. 2-й год обучения -формирование навыков выразительного, правильного чтения у младших школьников с отклонениями в развитии, работа над техникой чтения на уроках литературного чтения. 3-й год обучения – совершенствование выразительного, правильного, осознанного чтения у младших школьников с отклонениями в развитии, работа над техникой чтения на уроках литературного чтения. 4-й год обучения – совершенствование навыков выразительного, правильного чтения, формирование сознательного читателя.

Группы упражнений, направленные на: развитие речевого аппарата; расширение оперативного поля чтения; развитие правильности и безошибочности восприятия текста; развитие смысловой догадки (антипации) на различных уровнях; развития внимания и памяти в процессе восприятия; развитие скорости чтения при чтении вслух и молча; преодоление трудностей понимания в разных условиях восприятия текста.

1. Артикуляционная гимнастика для языка и губ. 2 Чтение согласных, гласных. 3.Чтение слогов, слов 4.Чистоговорки 5.Скороговорки.

1. Восполнение пропусков букв в словах 2. Чтение строчек с прикрытой нижней половиной. 3. Чтение строчек с прикрытой верхней половиной. 4. Чтение текста через слово. 5. Цифровые таблицы Шульте. 6.Чтение числовых и буквенных пирамид

1. Чтение строчек наоборот по буквам. 2. Поочередное чтение слов нормально и наоборот. 3. Чтение только второй половины слов. 4.Чтение перевёрнутого текста

1. Упражнения по антиципации частей устойчивых словосочетаний, предложений, частей поговорок, частей диалога. 2. Чтение строчек с прикрытой нижней половиной. 3.Упражнение «Вставь слово», «Вставь буквы»

1. Чтение « зашумленных слов». 2. Чтение наложенных друг на друга слов. 3. Чтение перевернутого текста. 4. Поиск в тексте заданных слов 5. «Игра в прятки», «Мнимое слово»

-чтение за диктором; -чтение в парах; -групповое чтение; -чтение с отрывом взгляда от текста; - упражнение «Молния» - упражнение «Буксир», «Финиш» - многократное чтение - упражнения «Губы», «Бросок-засечка» -чтение с убыстрением темпа, с переходом на незнакомый текст; -жужжащее чтение; -зрительные и слуховые диктанты; -чтение текста с помехами; -упражнениячтение-спринт

1. Восполнение пропусков слов в предложении. 2. Двукратное произнесение каждого слова. 3. Чтение пунктирно написанных слов. 4. Отделение слов от псевдослов. 5.Выбор заголовков к тексту, подбор собственного. 6.Изображение структуры текста схемами. 7.Работа с пословицами и поговорками. 8.Работа с фразеологизмами.

Актуальность в том, что в настоящее время отмечается значительный рост такого особого состояния психики, как ЗПР. Типичным проявлением данного нарушения являются особенности развития мыслительной деятельности младших школьников с ЗПР, которые создают трудности, как для коммуникации, так и для обучения в школе

Задачи: 1. Изучение и анализ психолого- педагогической литературы по проблеме формирования логического мышления детей с ЗПР. 2. Провести экспериментальное изучение особенностей развития логического мышления у детей младшего школьного возраста с ЗПР. 3. Разработать систему упражнений для развития логического мышления на уроках литературы для детей с ЗПР;

Методика «Последовательность событий» (предложена Н.А. Бернштейном) – для определения способности к логическому мышлению, обобщению, умению понимать связь событий и строить последовательные умозаключения. 1. Смог найти последовательность событий и составил логический рассказ – высокий уровень. 2. Смог найти последовательность событий, но не смог составить хорошего рассказа, или смог но с помощью наводящих вопросов – средний уровень. 3. Не смог найти последовательность событий и составить рассказ – низкий уровень. Методика «Выявление общих понятий» - для выявления способности к обобщению, анализу и классификации. Высокий уровень – 8-9 баллов Средний уровень – 4-7 баллов Низкий уровень – балла

Методика «Понимание рассказов» - для выявления понимания содержания, смысла, морали. Итоговая оценка считается высокой, если все вопросы оценены знаком «+»; низкой, если 3 вопроса оценены знаком «», а также, если последний вопрос оценён знаком «-». Остальные варианты считаются средними. Методика «Отнесение фраз к пословицам» (Б.В.Зейгарник) – для выявления понимания переносного смысла пословиц, способности к обобщению. Высокий уровень – баллов Средний уровень – 6-9 баллов Низкий уровень – ниже 6 баллов

Система упражнений по формированию логического мышления младших школьников с ЗПР Подбери родовое понятие к слову: щука-… Липа-… Укажи целое, частью которого являются: Карман-… окно-…. ножка-…. Подбери противоположные понятия Ложь-… быстрый-… Назови вероятные причины следующих событий: …-насморк синяк-… …-ошибка драка-…

Выбор родственных слов (Н.П.Локалова) Инструкция: назови слова, близкие друг другу по существу (родственные) - заморский, ношу, носить, нос, морилка, морской, носилки, переносица, уморить, приморский, разносчик, носовой, ноша, моряк, море. - соль, солонка, посолить, солнечный, солонина, слоённый, солёный, стол. Понятия могут находиться между собой в отношении рядоположности, когда указывают предметы, вещи, явления, в чем-то сходные, принадлежащие к одной группе, которую можно назвать общим понятием (например, сосна, липа – деревья). В данных рядах слов подчеркни понятия, которые находятся в отношении рядоположности: Ясень, ветви, дерево, клен, лист (ясень, клен) Повар, кастрюля, инженер, человек, чертеж (повар, инженер) Река, озеро, водоем, вода, берег (река, озеро)

Назови возможные следствия следующих событий: засуха –… праздник – … К следующим словам подбери понятия, которые находятся в отношении последовательности : февраль – … вторник – … К предложенным понятиям подбери еще два, находящиеся с ним в функциональных отношениях : ложка – …(серебряная, есть) бумага – …(белая, писать) Работа с текстом: -выбор заголовков из предложенных -подбор собственного -установление последовательности предложений в тексте -установление последовательности частей текста -использование графических схем для установления последовательности событий, частей -подбор заголовков к частям текста

Зная, на каком уровне понимания находится ребёнок, осуществляли дифференцированное обучение. В нашем исследовании были предложены для обучения пониманию дидактические материалы, предлагающие осмысление предложений и связных текстов Задания в виде карточек непосредственно направлены на понимание связных текстов и предназначены для развития логического мышления и формирования умений: А - понимание предметного содержания текста; Б - понимание обобщённого содержания; В - понимание скрытой мысли (подтекста), вытекающей из содержания, то есть понимание основной мысли (смысла) текста; В 1 - понимание скрытого смысла, подбор подходящей по смыслу пословицы к прочитанному тексту; Д - определение личностного отношения к прочитанному. Каждому ребёнку подбирается задание по способностям, детям с низким уровнем оказывается помощь на разных этапах выполнения задания.

Отнесение фраз к пословицам Не всё то золото, что блестит. И медный браслет блестит, как золотой. Не всегда внешний блеск сочетается с хорошим качеством. «В багрец и золото одетые леса». Цыплят по осени считают.Результаты труда порой видны не сразу. Цыплята крепнут и вырастают к осени. Посадив сад, не спеши радоваться – дождись плодов. Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива. Изображение в зеркале зависит от качества стекла. Не ссылайся на обстоятельства, если дело в тебе самом. Зеркало висит криво – надо поправить. Любишь кататься – люби и саночки возить. Мы на саночках с дружком с горки мчимся с ветерком. Собираясь в поход, помни, что свой рюкзак ты понесёшь сам. Поработал, поиграл, всё вокруг разбросал – тут же быстро – раз, два, три – за собою убери.

Работа с пословицами Задание: подбери к пословице, расположенной слева, такую пословицу из правой части, которая была бы близка ей по смыслу, выражала сходную главную мысль. Что посеешь, то и пожнёшь. А) По Сеньке шапка. Б) Как постелешь, так и поспишь. В) Что с возу упало, то пропало. Г) Каков поп, таков и приход. Сорвалось словцо – не схватишь за кольцо. А) На ошибках учатся. Б) Слово не воробей, вылетит – не поймаешь. В) Слово – серебро, молчание – золото. Г) Не ножа бойся, а языка.