Пинская М.А., вед. научный сотрудник Института развития образования НИУ ВШЭ, к.п.н. Исследование «10 школ» Учебный курс «Использование результатов оценки учебных достижений школьников и результатов мониторинговых исследований для выработки управленческих решений на разных уровнях системы образования» ноября 2011 года, г. Москва
Результаты вторичного анализа. Процент дисперсии, связанный с разными «сферами»
Исследование «10 школ» Насколько и за счет чего школы могут влиять на достижения учеников? - фактор школы - фактор учителя Что может служить возможным педагогическим ресурсом дальнейшего роста образовательных достижений?
Фактор школы
Стартовые условия Умели читать предложения к 5 годам -в школах I-VI от 27% до 39% детей - в школах VII-X – 0% - 19% детей
«Жизненные шансы» Школы из «10 школ» IIVVIIIXX Балл в PIRLS Доля учеников в классе наиболее успевающих по чтению 77%50%46%17%30% Доля учеников, занимавшихся регулярно по усложнённым программам 100% 80%006%
Школа с высокими результатами: Поддерживает высокие взаимные ожидания учителей и учащихся. Укрепляет учебную мотивацию, ставит акцент на достижениях. Обеспечивает взаимную удовлетворённость педагогов и родителей. Создаёт насыщенную учебную среду.
Фактор учителя
Роль качества учителя Рис. из работы Барбера М., Муршеда М.
Преподавательские умения Компетентность в планировании и подготовке уроков высокий темп работы концентрация и переключение внимания учеников многообразие форм презентации материала: фото, видео, аудио, компьютер Компетентность в управлении классом максимальная включённость всех учеников разнообразие форм работы и заданий сотрудничество между учителем и детьми
Преподавательские умения Создание условий и использование методов, обеспечивающих максимальную активность и самостоятельность самостоятельная работа в группах и парах эмоциональная вовлечённость учеников построение коммуникации между учениками Планирование своей деятельности для максимального соответствия потребностям учащихся дифференциация заданий по сложности и объёму индивидуальная работа и обратная связь использование творческих заданий
Использование разнообразных методов оценивания использование различных инструментов оценивания формирующее оценивание (для организации учебного процесса) партнёрское оценивание, групповое и индивидуальное самооценивание Преподавательские умения
Уровень преподавательских умений учителей в десяти школах Результаты наблюдений, переведенные в баллы Максимальный балл – 30
Соотношение различных преподавательских умений (суммарный балл всех учителей в % от максимально возможного балла - 60)
Стратегии формирования читательских умений: суммарное время (все школы)
Самостоятельная работа учащихся по намеченному учителем плану или заданию (доля в общем времени урока в %)
Учитель школы с высокими результатами: – обладает высоким уровнем преподавательских умений – использует широкий спектр стратегий формирования навыков понимания текста – создает условия для самостоятельной работ учащихся – обеспечивает регулярное, продолжительное и насыщенное обсуждение прочитанного
Повышение «жизненных шансов» Школы, имеющие неблагоприятные внешние условия (низкий уровень образования и недостаточная занятость родителей, необеспеченность семей), могут достичь высокого результата в PIRLS за счет последовательной образовательной стратегии и высокого профессионального мастерства учителя
Все 10 школ имеют в качестве ресурса методы и инструменты, позволяющие обеспечить существенно большую учебную самостоятельность и читательскую активность школьников: работа с текстом в группах и парах дифференцированные и индивидуальные задания самостоятельное чтение в библиотеке взаимооценка и самооценивание и др.
«Прессинг» Только 11% российских директоров школы считают, что большинство поступающих в их школу детей обладают достаточными читательскими умениями. В Сингапуре таких директоров – 70%, в Гонконге – 86%. Средний международный показатель – 20%.