Звуки в контексте. Фонетический контекст реализация фонемы (аллофон) зависит от ее непосредственного фонетического окружения или контекстных фонетических.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Звуки в контексте Представление о глубинной форме.
Advertisements

РАЗДЕЛ 2. ФОНОЛОГИЯ ЛЕКЦИЯ 7. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ЗВУКОВ РЕЧИ (ФОНОЛОГИЯ).
Алломорфия Алломорфы, супплетивизм и морфонология.
Изменения звуков в речевом потоке. Вопросы: 1.Изменения звуков, обусловленные действующими в языке фонетическими законами. 1.Изменения звуков, обусловленные.
Вводные замечания ИСТОРИЧЕСКАЯ ГРАММАТИКА РУССКОГО ЯЗЫКА.
Проект «В стране выученных правил,.. или Её Величество Орфография» 4 этап Команда «АзБуки» МОУ СОШ 19 г.Владимира.
Введение в языкознание Л.А. Козловская. Лекция 1. Предмет, структура и задачи языкознания Место языкознания в системе наук. Внутренняя и внешняя лингвистика.
ЗВУКИ В ПОТОКЕ РЕЧИ ФОНЕТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ. ФОНЕТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ГЛАСНЫХ В ПОТОКЕ РЕЧИ Гласные звуки под влиянием соседних согласных сильно изменяются.
Чередование звуков Беглые гласные
Лекция 2 Фонетика. Фонетические явления Введение в языкознание Перевод в сфере профессиональной коммуникации Центр иностранных языков ст. преп. Василенко.
Преподаватель – к. ф. н., доцент Крапотина Татьяна Геннадьевна.
Памяткапамятка Что необходимо знать, чтобы правильно выполнять фонетический разбор слова.
Старославянский язык отражает состояние множества славянских диалектов на 9 век. Сами же диалекты появились ещё раньше. Это даёт нам основание полагать,
Семиотическая Лингвистика как Объяснительная Наука Себастьян Константинович Шаумян Йельский Университет
Фонетика Основы общей фонетики Фонетика-учение о звуковом строе языка.Бывает общая и частная фонетика.Общая изучает : 1)общие условия звукообразования.
Формирование восприятия О Н Е М А Т Ф ИЧ Е С К О Г.
Язык и речь Понятие модели при описании лингвистических фактов. Структурность языка. Соотношение единиц плана выражения и плана содержания. Уровни и единицы.
Обучение детей старшего дошкольного возраста грамоте, чтению и графическим навыкам по программе «Одаренный ребенок» Колесникова О.П., учитель-логопед МДОУ.
ЛЕКЦИЯ 3. КЛАССИФИКАЦИЯ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ.
Фонетика Звуки речи Гласные звуки Ударные Безударные Согласные звуки Твердые Мягкие Глухие Звонкие (Степка! Хочешь щец? Фи! )
Транксрипт:

Звуки в контексте

Фонетический контекст реализация фонемы (аллофон) зависит от ее непосредственного фонетического окружения или контекстных фонетических признаков пат ~ пят кот ~ коты, сад ~ сады

Позиции нейтрализации нейтрализация фонологических противопоставлений в безударной позиции литературный русский нейтрализует противопоставление некоторых гласных фонем водá ~ вод, лáтаный ~ латáть в позиции в конце фонетического слова литературный русский нейтрализует оппозицию по глухости ~ звонкости

Позиции нейтрализации Дагестанские языки в конце слова и перед другим согласным сильный согласный реализуется как слабый: ххвак лес – ххвакмул леса – ххвакка в лесу

Явления на стыках морфем в некоторых случаях фонетическая реализация апеллирует к морфологической структуре слова хиналугский – «смена палатализации» передние основы перед задним гласным дают особый эффект «палатальный + задний» задние основы перед передним дают особый эффект «твердый + передний» вне стыков такие последовательности невозможны

Явления на стыках морфем: внутренние сандхи в некоторых случаях описание чередований апеллирует к морфологической структуре слова русский – возвратный постфикс оттянутся ~ отсядут

Явления на стыках слов: внешние сандхи в некоторых случаях особые явления наблюдаются на границе (морфологического) слова русский – непалатализованные, в том числе велярные перед узким гласным мог идти, с идиотом

Глубинная форма внешний вид морфемы может существенно изменяться под воздействием контекста что приводит к необходимости постулировать специальный уровень абстракции, из которой последовательностью правил выводятся поверхностные реализации нганасанский: kou-h u ambu- ʔ говорят, они остались kol ɨ D ɨ -b i ah ɨ - ʔ говорят, они ловят рыбу -HAMHU- rprt

нганасанский эти правила мотивированы исторически, но языковые изменения часто затемнили исходную фонетическую мотивацию чередований: слабая ступень g D b сильная ступень k t h

нганасанский обилие различных (но строго упорядоченных правил преобразования исходной «глубинной» структуры... ритмическая градация (сильная ступень выступает после нечетного количества слогов, слабая – после четного) слоговая градация (сильная ступень выступает перед гласным открытого слога, слабая – перед гласным закрытого слога) нуннация (в контексте носового восстанавливается «невидимый» для предыдущих преобразований носовой согласный) гармония гласных грамматически значимое чередование основ (например, NomSg vs. GenSg, NomPl vs. GenPl)

нганасанская морфонология... приводит к огромному количеству алломорфов, многие из которых внешне не похожи друг на друга: HAMHU ( baŋhu, biaŋh ɨ, bambu, biamb ɨ, bahu, biah ɨ, huaŋhu, hiaŋh ɨ, huambu, hiamb ɨ, huahu, hiah ɨ )

Чередования, обусловленные морфологическим составом слова словарная (лексическая) детерминированность – невозможность описания тех или иных свойств языковой единицы только на формальных основаниях - необходимость приписать эту информацию индивидуально этой единице («занести в словарь»)

Чередования, обусловленные морфологическим составом слова формулировка некоторых правил чередований невозможна без указания на то, какие конкретные морфемы в них участвуют русский – возвратный постфикс старала-сь ~ старал-ся – беглые гласные рот ~ рта, но кот ~ кота

Чередования, обусловленные морфологическим составом слова лексикализованный сингармонизм нганасанский сингармонизм: синхронно (но не исторически) тождественные морфемы могут принадлежать к разным сингармоническим классам hon заплести (u-класс) или иметь ( ɨ -класс) – honsuəDu он заплел это ~ hons ɨ əD ɨ он имел это