1 Виртуальный полигон для исследования морских объектов в экстремальных условиях эксплуатации Безгодов А.А. Диссертация на соискание ученой степени кандидата наук. Специальность
2 На защиту выносятся Метод формирования визуальных динамических сцен на основе численного моделирования нелинейной динамики МО c шестью степенями свободы на нерегулярном трехмерном волнении.Метод формирования визуальных динамических сцен на основе численного моделирования нелинейной динамики МО c шестью степенями свободы на нерегулярном трехмерном волнении. Архитектура программного комплекса ВП для исследования МО в экстремальных условиях эксплуатации с поддержкой аппаратных возможностей широкоэкранных систем ВР.Архитектура программного комплекса ВП для исследования МО в экстремальных условиях эксплуатации с поддержкой аппаратных возможностей широкоэкранных систем ВР.
3 Актуальность Обеспечение безопасности мореплавания Исследование э/с Экстремальные ситуации крайне сложно моделировать на реальных объектахЭкстремальные ситуации крайне сложно моделировать на реальных объектах Опытовые бассейны не позволяют воспроизвести все разнообразие экстремальных явленийОпытовые бассейны не позволяют воспроизвести все разнообразие экстремальных явлений Расчетные методы (ОСТ ) ориентированы на получение интегральных характеристик объектаРасчетные методы (ОСТ ) ориентированы на получение интегральных характеристик объекта Необходимо создание виртуальных полигонов на основе методов компьютерного моделирования Необходимо создание виртуальных полигонов на основе методов компьютерного моделирования Параметрический резонанс: MS Grand Voyager Февраль 2005
4 Адаптация методов и моделей для реалистичного воспроизведения э/с Модель динамики МО -Реалистичное воспроизведение внешних воздействий (нерегулярное волнение) -Учет нелинейных эффектов, в т.ч. обусловленных взаимодействием различных видов колебаний судна -Выполнение расчетов в реальном масштабе времени Программная реализация - Сложные сценарии выполнения: переходы от штатных режимов к экстремальным - Расширяемость системы - Адаптация для систем виртуальной реальности
5 Подходы к моделированию динамики судна Механический: 6DOF-тв. тело + коэффициенты - Грубый метод, позволяет отражать только отдельные классы экстремальных ситуаций - Адекватность моделей – только для регулярного волнения - Является эталоном для расчета качки в оперативном (не экстремальном) режиме эксплуатации (В. Фруд – 1861, А.Н. Крылов – 1891, опыт судостроения) Гидродинамический: 3D задача + заданные гран. усл. - Крайне ресурсоемкий расчет - Специфические требования к сеточной области - Адекватность «бассейну» - Воспроизводимость модельного эксперимента Комбинированный: - Точный ГС-расчет - Прибл. ГД-расчет - Менее точный, чем гидродинамический (10-15 %). - Не требует настройки структуры уравнений под конкретный класс экстремального явления - Вычислительно эффективен Computational Steering - Воспроизводимость модельного эксперимента
6 Вычисление действующих на судно сил 6-DOF твердое тело
7 Вероятностная модель поля морского волнения Модель Лонге-Хиггинса Спектры: –Пирсона-Московица –JONSWAP FFT (Крогстад) 512 x 512
8 Расчет интегралов по квадратурным формулам типа Маркова N=1000, t=60 c η ξ Динамические расчеты: N = Статические расчеты: N =
9 Валидация модели L = 40 м B = 7 м D = 6000 кН h = 1.29 м Численный эксперимент
10 Синтез изображения: морские объекты Deferred Shading Cook-Torrance Shadow Mapping
11 Синтез изображения: морская поверхность (сетка) CUDA CuFFT OpenGL Текстура (ординаты) Вершинный шейдер
12 Синтез изображения: морская поверхность (шейдинг) Отражение Френеля (только небо) Затухание по глубине Граница сред
13 Синтез изображения: корабельные волны 1.Решение уравнения колебаний на регулярной сетке 2.Наложение на карту высот 3.Шейдинг с эффектом пенообразования
1-ое положение
15 «Судно» «Таймер» Мор. волн. Мор. волн. Сущности Среда Концепция виртуального полигона Интерактивное взаимодействие Интерактивное взаимодействие SciLab Анализатор 3D Стерео 3D Стерео 1.Сценарий эксперимента 2.Конфигурация модели 1.Сценарий эксперимента 2.Конфигурация модели Интегратор: «Судно-волнение» Интегратор: «Судно-волнение» Модель тв. тела 6-DOF Модель тв. тела 6-DOF Модель ГС и ГД сил Модель ГС и ГД сил Модель мор. волн. Модель мор. волн.
16 Метод формирования динамической сцены Выполнение Сценария (Lua) Пользовательский ввод Выполнение Сценария (Lua) Пользовательский ввод Построение ядра БПФ поля мор. волн. (CUDA) Построение ядра БПФ поля мор. волн. (CUDA) Построение поля мор. волн. (CUDA) Построение поля мор. волн. (CUDA) Расчет ГС и ГД сил Расчет динамики тв. тела (Bullet Physics) Расчет динамики тв. тела (Bullet Physics) Визуализация поверхности мор. волн. и МО OpenGL, CgFX Визуализация поверхности мор. волн. и МО OpenGL, CgFX Экспорт расчетных данных в SciLab Экспорт расчетных данных в SciLab
17 Исследование ПР лагом к волне Основной: ω max = ω roll Параметрический: ω max = 2 ω roll Судно класса «катер» L x B x T = 40 x 12 x 3 м D = кг ω roll = 1.14 рад/с x3 Основной A = 46, Q = 1.9 Ω = 1.2 рад/с Параметрический A = 120, Q = 20.5 Ω = 2.10 рад/с
18 Исследование ПР на встречном волнении Эффект Доплера «Валкость» ω encounter = 2ω roll Судно класса «катер» L x B x T = 40 x 12 x 3 м D = кг ω roll = 1.23 рад/с V = 20 узлов Волнение: m = 64 = 20 ω = 1.2 рад/с
19 Судно класса «буксир» L x B x T = 20 x 7 x 2 м D = кг ω roll = 1.9 рад/с λ = 20 м Исследование брочинга
20
2-ое положение
22 Основные результаты Развит метод численного моделирования экстремальной динамики МО с шестью степенями свободы на нерегулярном трехмерном волнении, основанный на интегрировании гидродинамических сил и моментов в нелинейной постановке на случайных сетках, допускающий интерактивное управление процессом вычислений на ВП;Развит метод численного моделирования экстремальной динамики МО с шестью степенями свободы на нерегулярном трехмерном волнении, основанный на интегрировании гидродинамических сил и моментов в нелинейной постановке на случайных сетках, допускающий интерактивное управление процессом вычислений на ВП; Разработан метод формирования динамических сцен на основе численного моделирования динамики внешней среды и МО с учетом графических эффектов визуализации взволнованной поверхности моря и ее взаимодействия с корпусом объекта, адаптированный для применения в широкоэкранных системах ВР;Разработан метод формирования динамических сцен на основе численного моделирования динамики внешней среды и МО с учетом графических эффектов визуализации взволнованной поверхности моря и ее взаимодействия с корпусом объекта, адаптированный для применения в широкоэкранных системах ВР; Разработана и детализирована архитектура ВП для изучения динамики МО в экстремальных условиях эксплуатации на основе модульного подхода к построению систем интерактивной визуализации;Разработана и детализирована архитектура ВП для изучения динамики МО в экстремальных условиях эксплуатации на основе модульного подхода к построению систем интерактивной визуализации; Спроектирован и разработан программный комплекс ВП ShipX-DS, развернутый на инфраструктуре ЦСМВ СПбГУ ИТМО и продемонстрировавший свою работоспособность в ходе компьютерных экспериментов по исследованию экстремальной динамики МО в режиме основного и параметрического резонансов, а также в условиях брочинга.Спроектирован и разработан программный комплекс ВП ShipX-DS, развернутый на инфраструктуре ЦСМВ СПбГУ ИТМО и продемонстрировавший свою работоспособность в ходе компьютерных экспериментов по исследованию экстремальной динамики МО в режиме основного и параметрического резонансов, а также в условиях брочинга.
23 Спасибо за внимание