Тема: « «Комплексная подготовка детей к школе в условиях реализации Федеральных государственных требований» » Малькова Евгения Валерьевна педагог - психолог Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 52 г. Амурска Амурского муниципального района Хабаровского края
Психологическая готовность к школе - это комплексный показатель, позволяющий прогнозировать успешность или не успешность обучения первоклассника. Основной целью определения психологической готовности к школьному обучению является профилактика школьной дезадаптации.
Психологическая готовность к школе включает в себя следующие параметры психического развития: 1) мотивационная готовность к обучению в школе, или наличие учебной мотивации. 2) определенный уровень развития произвольного поведения, позволяющий ученику выполнять требования учителя. 3) определенный уровень интеллектуального развития, подразумевающий владение ребенком простыми операциями обобщения. 4) хорошее развитие фонематического слуха.
Тестовая методика Керна-Иерасика – ориентировочный тест школьной зрелости 1.Рисование фигуры человека: 1 балл2 балла3-4 балла 5 баллов Цель: определение общего интеллектуального уровня ребенка
2.Графическое копирование фразы из письменных букв: Цель: диагностика сенсомоторной координации, произвольности внимания, координация зрения и движений тонкой моторики руки.
3.Срисовывание точек в определенном пространственном положении: 1 балл2 балла3 балла 4 балла5 баллов Образец Цель: диагностика сенсомоторной координации, произвольности снимания, координация зрения и движений тонкой моторики руки.
Диагностическая методика по определению психологической готовности детей к школьному обучению (Н.И. Гуткина): 1. Физическая готовность - определяется физическим развитием ребенка и его соответствием возрастным нормам, то есть ребенок должен достичь физической зрелости, необходимой для учебного процесса. 2. Психологическая готовность: - интеллектуальная готовность; - мотивационная (личностная) готовность; - волевая готовность (уровень развития произвольности). 3.Социально-коммуникативная готовность к школе складывается из умений ребенка строить взаимоотношения в коллективе сверстников: занимать лидирующую позицию, уметь работать в команде и поддерживать лидера – а также уметь общаться со взрослым собеседником.
1. Методика «Сказка» Почему зайцы зимой белые шубки носят Повстречались как-то в лесу Мороз и заяц. Мороз расхвастался: - Я самый сильный в лесу. Любого одолею, заморожу, в сосульку превращу. - Не хвастай, Мороз Васильевич, не одолеешь! - говорит заяц. - Нет, одолею! - Нет, не одолеешь! - стоит на своем заяц. Спорили они, спорили, и надумал Мороз заморозить зайца. И говорит: - Давай, заяц, об заклад биться, что я тебя одолею. - Давай, - согласился заяц. (СНОСКА: Чтение прерывается после слов: "Давай, - согласился заяц") Принялся тут Мороз зайца морозить. Стужу-холод напустил, ледяным ветром закружил. А заяц во всю прыть бегать да скакать взялся. На бегу-то не холодно. А то катается по снегу да поет: Князю тепло, Князю жарко! Греет, горит Солнышко ярко! Уставать стал Мороз, думает: "До чего ж крепкий заяц!" А сам еще сильнее лютует, такого холода напустил, что кора на деревьях лопается, пни трещат. А зайцу все нипочем - то на гору бегом, то с горы кувырком, то чертогоном по лугу носится. Совсем из сил Мороз выбился, а заяц и не думает замерзать. Отступился Мороз от зайца: -Разве тебя, косой, заморозишь - ловок да прыток ты больно! Подарил Мороз зайцу белую шубку. С той поры все зайцы зимой ходят в белых шубках. Цель: исследование доминирования познавательного или игрового мотива в аффективно-потребностной сфере ребенка
2.Методика «Домик» Вопросы к методике 1.Ф.И., возраст 2.Ты хочешь идти в школу? 3.Ты любишь слушать сказки? 4.Ты любишь смотреть мультфильмы? 5.Тебе нравится гулять в лесу? 6.Ты любишь играть в игрушки? 7.Ты хочешь учиться? 8.Ты любишь играть во дворе с ребятами? 9.Тебе нравится болеть? 10.Ты любишь смотреть телевизор? «О» Кошка Стул Цепочка Пирог Песня «А» Палец Краски Индюк Ведро Тетрадь «Ш» Шарик Почка Каштан Сук Карандаш «С» Станция Зубы Цапля Песок Голос 3.Методика «Да и нет» 4.Методика «Звуковые прятки» Цель: определение умений ребенка ориентироваться в своей работе на образец, точно копировать его, выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки. Цель: исследование умения действовать по правилу Цель: исследование фонематического слуха.
5.Методика «Сапожки» 6.Методика «Последовательность событий» Цель: исследование обучаемости ребенка, т.е. проследить, как для решения задач он пользуется правилом, с которым раньше никогда не встречался Цель: исследования развития логического мышления, речи и способности к обобщению
Исследование личностной сферы методика Рене - Жиля 1 задание2 задание Цель: выявление общего фона благополучия ребенка в детском саду, определить особенности восприятия ребенком педагога и сверстников, желание и потребность общаться с ними, измерить психологическую дистанцию отношений.
7. Методика «Лесенка» Цель: выявление уровня самооценки детей старшего дошкольного возраста
Модель выпускника в соответствии ФГТ Выпускник Физически развитый Социально- личностный потенциал Мотивационно – готовый Волевой потенциал личности Художественно – эстетический потенциал Познавательная личность
Результаты психологической и личностной готовности выпускников дошкольных образовательных учреждений (май, 2011): Исследование психологической готовности: ДОУ Исследование мотивационной готовности Исследование произвольной сферы Исследование интеллектуальной сферы Исследование речевой готовности Пишущая рука Всег о дете й всн всн всн всн лев ая права я Исследование личностной готовности: ДОУ Исследование общего фона благополучияИсследование самооценки Всего детей Выраженная потребность Избирательно е отношение Неуверенност ь в себе самоизоляция Всего детей адекватная завышенная заниженная